Музыкальный продюсер и сонграйтер Fargo рассказал о том, что сейчас происходит с блогерами и музыкантами, каких ошибок нужно избегать начинающим продюсерам и как правильно продавать свои песни.
Fargo, скажи, как на твоей работе сказались события, которые происходят сейчас в стране и мире?
Первое — это то, что многие мои клиенты сейчас оказались в подвешенном состоянии. Я работал с самыми большими блогерами: с Валей Карнавал, Даней Милохиным, Аней Покров — ну то есть топ-топ. Но ТикТок закрыт, инстаграм признан экстремистской организацией… Да, мы на связи, но блогеры все еще в раздумьях. Может, уйдут на западный рынок, а может, переждут эту ситуацию и будут здесь двигаться дальше. А второе — конечно, у нас стало меньше
заказов на создание песен, аранжировок, музыкальное продюсирование, запись, сведение и так далее. Это объясняется тем, что многие артисты, в первую очередь украинские, которые занимали большую долю в российском музыкальном бизнесе, либо тоже уехали, либо находятся в стоп-листах.
А насколько меньше музыки стало выпускаться?
По моим оценкам, как минимум на пятьдесят процентов. Половина того, что могло бы выйти, не вышло. А в марте сокращение было, наверное, вообще на все семьдесят, потому что постоянно у всех переносились релизы, синглы. Возможно, сейчас это отложенное предложение вы- плеснется на рынок и ситуация немножечко стабилизируется.
Что ты думаешь про уход музыкальных лейблов?
Лейблы на самом деле не ушли, а как бы приостановили работу. И по всем предыдущим релизам, которые они выпустили, будут собираться отчисления. Они продолжают работать со своим каталогом, но просто не выпускают новые релизы и не подписывают новых артистов, работают с тем, что у них есть. Главная проблема заключается в том, что никакие западные структуры не могут сейчас напрямую отправлять деньги в Россию. А с артистами, которые уже подписаны, ничего ужасного не произошло. Они в контакте со своими лейблами абсолютно. Все стороны пытаются вырулить и понять, что делать. Планируют новые релизы, но просто на потом. То есть пока выжидают.
Как сейчас обстоит дело со стримингом? Существенно ударил по музыкантам уход западных площадок?
Тут все очень сильно зависит от артиста. Есть, например, те, кто полностью поднялся на VK, — это музыканты, которых слушают в основном в регионах. Так вот у них все в порядке. А реальные проблемы
начались у московских артистов — более модных, богемных, которых слушали в Apple Music и Spotify. То есть тех, чье творчество рассчитано на молодежь. Зарубежные платформы — это пятьдесят процентов их стримов. То есть наполовину их доходы от стриминга, думаю, точно упали. И плюс плейлисты Spotify давали им хорошее промо.
А насколько значительны поступления от стриминга в структуре дохода артистов?
Это опять-таки сильно зависит от конкретной персоны. Есть три разных кейса. Первый — это, грубо говоря, музыкант из прошлого века, у которого есть множество хитов и которого все хотят видеть на своем мероприятии. Например, «Руки Вверх!» или Любовь Успенская. Артисты такого формата очень хорошо зарабатывают на выступлениях, на корпоративах, на «заказниках». Но при этом стримы у них, конечно, не такие, как у Моргенштерна. Следующий тип артистов — это те, которые тоже активно выступают, но при этом у них еще и хорошие стримы. Например, группа HammAli & Navai. У них доход распределяется где-то фифти-фифти. И третий случай — это те, кто отлично стримится, но вообще не выступает, как какой-нибудь Kizaru. Это рэпер, который живет в Барселоне, а в России на него, по-моему, вообще заведено уголовное дело. Еще недавно его альбом был номер один по стримингу, но при этом Kizaru совсем не дает концертов. Таким, как он, конечно, будет тяжелее всего.
Давай вернемся к блогерам. Получается, что за прошедшие два с половиной месяца они вообще ничего не заработали?
Они потеряли бóльшую часть дохода. Я недавно общался с ребятами из блогерских агентств, и мне сказали, что восемьдесят процентов рекламодателей из соцсетей просто ушли. И трафик у больших блогеров упал на тридцать — пятьдесят процентов, если судить по просмотрам сторис и лайкам. Блогеры просто не знают, чем им заниматься. Одни попробовали уйти в VK, на Rutube, в «Яндекс. Дзен», но эти площадки оказались не такими удобными и залипательными, как ТикТок. Другие улетели за границу, рассчитывая работать на мировом рынке. Например, Аня Покров сейчас в Мексике, Ярослав Андреев открывает офис WildJam в Казахстане.
Насколько легко перевести за собой аудиторию на другую площадку?
Крайне сложно, потому что людям прежде всего именно площадка и нравится. К примеру, люди не пошли в телеграм за Олей Бузовой, просто потому, что эта площадка сама по себе не для ее аудитории.
Много сейчас сонграйтеров на рынке? Большая там конкуренция?
Скажу так: хороших артистов больше, чем хороших песен. Дефицит хорошего материала есть, потому что артистам очень выгодно покупать песни. Они тратят на это четыре-пять тысяч долларов, а потом зарабатывают в десятки раз больше. Но параллельно есть еще и другая история. Сейчас очень много музыкантов, которым сонграйтер не нужен в принципе. Они всё пишут сами, не факт, что шикарно и роскошно, но вытягивают песню на собственной энергетике, стиле и подаче.
Четыре-пять тысяч долларов за песню — это стандартная цена для любого артиста? Или за один и тот же трек у условного Киркорова запросят больше, чем у ноунейма?
Конечная цена зависит от многих факторов. Кому-то я могу отдать и дешевле, если понимаю, что это, например, очень крутой вокалист, который просто еще в самом начале пути, и у него нет возможности заплатить больше. А если артист нулевой и для него пение — это хобби выходного дня, то,
конечно, ценник будет выше. Потому что я понимаю, что буду просто развлекать человека, исполнять его мечты. Так что все индивидуально. Но средняя цена песни под ключ вот такая, да.
А свою самую первую песню ты кому продал и за сколько?
Хороший вопрос! (смеется) Это точно был какой-то неизвестный артист, и продавал я, скорее всего, не песню, а аранжировку, бит. Но помню, что стоило это пятнадцать тысяч рублей. Лет шесть-семь назад дело было.
Что, на твой взгляд, будет востребовано в музыке в ближайшее время?
Очевидно, что возвращается рок-эстетика, а от винтажа, думаю, будут отходить. Было время винтажного звука, как у Зиверт, но сейчас все начнет двигаться больше в гитарную музыку. И конечно, сохранится старый добрый русский дэнс в стиле Artik & Аsti. Да и хип-хоп никуда не уйдет тоже.
А в блогерском творчестве какие видишь тренды?
Говорят, что сейчас вернутся влоги, как это было на заре YouTube. Посмотрим, как это будет.
Каждый день мы исследуем новую культуру, поддерживаем героев и делимся свежими находками. Больше живых репортажей, сочных интервью, новостей о звездах, развлечениях и моде на нашем сайте.