Найти тему
Переплёт

Нетипичные зомби: история жанра и 5 фильмов, сломавших шаблоны

Оглавление

Посмотрел давненько уже один зомби-сериал. Нет, не "Ходячие мертвецы", а относительно более свежее творение Нетфликса. Отзыв на него будет в конце статьи, пока что скажу кратко - понравился он оригинальностью и нестандартным взглядом на оживших мертвецов.

И родилась идея разобраться, "откуда есть пошли" зомби по киноэкранам, исследовать их историю и особенности, а также собрать в одну подборку ещё несколько фильмов этого жанра, отличающихся этим самым нестандартом.

Ведь зомби-жанр на самом деле очень шаблонный: из-за некоего катаклизма внезапно начинают бродить покойники (а то и воскресать ещё до захоронения) и грызть всё, что ещё живо.

У них одна единственная цель существования - насытить истлевающий организм энергией, для чего лучше всего подходит человечинка. Главные герои фильмов, пока ещё живы, яростно сопротивляются реализации этой цели, для чего используют самые разные методы, способы и средства повторного упокоения "когда-то соплеменников".

Откуда в кино взялись зомби и ожившие мертвецы?

Всё началось с 1968 году, когда зомби стали именно такими, какими мы их привычно воспринимаем сейчас - зловещими и кровожадными ожившими мертвецами без признаков разума, нацеленными только на то, чтобы добраться до мозгов. В фильме основателя жанра "зомби-ап" Джорджа Ромеро "Ночь живых мертвецов" причиной воскрешения умерших является занесённый с Венеры радиоактивный вирус. И это стало тем самым нюансом, который позволил отделить оживших мертвецов от зомби. Но...

Жанр-то Ромеро создал и популярность его стала возрастать, начали снимать новые фильмы. Вот только с одним режиссёр не справился: он не придумал новый термин для своих недоживых персонажей, а зрителю хотелось простоты. Так за "ожившими мертвецами" и закрепилось обозначение "зомби".

Но ведь слово "зомби" никакого отношения к "ожившим мертвецам" не имеет. Основа зомби-фильмов - лента "Белый зомби" - была снята ещё в 1932 году и рассказывала о зомбировании именно с точки зрения канона - гаитянского культа вуду. Кино про настоящих зомби снимали задолго до Ромеро, он только взял и сломал шаблон.

Ведь если взяться за разбор точности понятий, то следует понимать, что зомби - существо подневольное и управляемое, как правило, колдуном культа мёртвых (опять же, есть варианты типа создания доктора Франкенштейна, но это частности).

А вот ожившие мертвецы существуют сами по себе и в вопросах поведения руководствуются только лишь желаем насыщения. Опять же, монстр Франкенштейна в этом моменте не относится, ни к тем, ни к другим, почему и стал таким знаменитым: за уникальность и нестандарное поведение.

Впрочем, сейчас уже особо никто не разбирается, где зомби, а где ожившие мертвецы. Главное, чтобы бита была под рукой.
-2

Ромеро буквально с первых своих фильмов установил высокий уровень жанра, практически эталон. Ужасы про оживших мертвецов быстро нашли своих поклонников и... довольно быстро стали однообразными. А похожесть сюжетов и сценарных ходов - не самый лучший способ привлечь зрителя.

К началу 90-х жанр практически скатился до низкоуровневого треша, в 00-х выживал только за счёт прежней популярности и "Обители зла", а потом получил некий второй шанс. Начали переснимать классику (да, в прямом смысле слова: к "Гордости и предубеждению" добавили зомби, Шекспир заворочался в гробу, увидев "Тепло наших тел". Появились и оригинальные истории типа "Я - легенда" или "Добро пожаловать в Zомбилэнд".

Но всё равно - чего-то существенно удивительного киноделы сотворить не смогли, даже отправив Брэда Питта на битву с зомби всего мира. Очень уж узкими оказались коридоры у жанра. Так что надо было брать чем-то нестандартным.

Так что давайте представлю мой личный реестр нестандарта в этом жанре.

ТОП-5 фильмов про зомби и оживших мертвецов

-3
  1. Чем можно было "зацепить" зрителя с появлением качественной компьютерной графики - это, конечно, экшн. На самый верх пьедестала по этому критерию можно поставить "Поезд в Пусан". Корейский зомби-ап выдал просто невероятный по накалу драйв буквально с первых кадров и смог удержать его до самого финала. Вторая часть "не шмогла" удержать высоту и покатилась в треш.
  2. Впрочем, треш тоже можно подать так, что будет здорово. Развернуть сюжет в этом направлении удалось создателям фильма, названного у нас "Эксперимент "Офис"-2". Нелепейшее название, основанное на удачном герметичном слэшере. На самом деле, фильм с Самарой Уивинг в главной роли бешеной девки с пневмомолотком называется "Беспредел" и так на самом деле лучше. Рецепт блюда "красотка против зомби" оказался довольно вкусным, а хорошая доля сатиры только придала остроты.
  3. Но максимальную долю треша выдали австралийцы в дилогии "Полынь: Дорога мёртвых" и "Полынь: Апокалипсис". Если не смотрели - то будьте готовы к тому, что за 160.000 долларов вам выдадут шикарную историю в стиле первого "Безумного Макса: минимум декораций, минимум локаций, минимум актёров и зомби, выделяющие газ, на котором (и только на нём) ездят автомобили. Причём, при всём гипертреше идеи, у фильмов есть сюжет и довольно неплохой. Но только помните - это треш.
  4. Финальную и жирную точечку в зомби-тематике попробовали поставить в третьем сезоне анимационного сериала "Любовь, смерть и роботы" создатели эпизода "Ночь мини-мертвецов". Тотальная пародия на все шаблоны жанра получилась короткой, яркой и... быстро забывающейся. Неплохо, но всё равно - это уже было. Серию стоит смотреть ради последнего кадра, в котором выражено всё отношение Вселенной к человечеству.
  5. Ну и сериал, который подвиг написать этот обзор - "Диета из Санта-Клариты". Обзор по нему написан отдельно, отмечу только, что создателям удалось найти ту самую нестандартную нишу в жанре, благодаря которой история зомби-риелторши смотрится свежо и оригинально. Стоило смешать чёрный юмор слэшера, зомби и... внимание... семейно-бытовую драму, чтобы получить отличное, весёлое и даже умное кино.

А на финал обзора держите ссылку на инструкцию о действиях при зомби-апокалипсисе, созданную в недрах Пентагона: реальный план CONOP-888 и история его разработки.

Какие фильмы про зомби вы считаете самыми лучшими? Пишите в комментариях.