С началом войсковой спецоперации в стране да и в мире очень многое стало меняться причём самое неожиданное и самым малопредсказуемым образом. Настала очередь и Болонская система высшего образования. В прессе этот тренд начался с замечания бывшего шефа ФСБ, бывшего премьер-министра страны, бывшего руководителя Счётной палаты РФ Сергея Степашина о том, что необходимость участия России в этой самой Болонской системе следовало бы пересмотреть.
Болонская система в России: краткая история вопроса
Участие России в так называемой Болонской системе внешне воспринимается большинством через деление процесса получения высшего образования на 2 компонента: бакалавриат и магистратуру. В действительности это только поверхностный взгляд.
В 1986 году Болонский университет (Италия) адресовал старейшим европейским университетам предложение о создании единой хартии прав для университетского сообщества. В июне следующего 1987 года в г. Болонья делегаты от 80 университетов избрали совет из 8-ми человек для выработки документа. В январе 1988 года в г. Барселоне (Испания) Великая хартия университетов была закончена и подписана на праздновании 900-летия Болонского университета в сентябре того же года.
В конце 1990-х Болонский процесс вышел уже полностью на официальный уровень. В 1998 году на праздновании 800-летия Парижского университета (известен по центральному зданию Сорбонна) министры образования из 4-х европейских стран — Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписали так называемую Сорбонскую декларацию, давшую начало процессу унификации систем образования (Болонский процесс) в странах, подписавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы 1954 года. В 1999 году в Болонском университете министры образования уже 29 государств подписали Болонскую декларацию ("Зона европейского высшего образования"). Резюмируя цели общеевропейской реформы высшего образования, декларация гласит:
Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям
В настоящее время Болонскую систему приняли 48 государств, включая Турцию, Закавказье и Казахстан. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Полностью же переход к Болонской системе осуществился к 2011 году.
Если отбросить цветистую риторику декларативных документов, то Болонский процесс можно определить следующими пунктами:
- унификация выдаваемых документов об окончании обучения — дипломов и приложений;
- унификация системы оценки результатов через введение тестирования и так называемой системы кредитов по типу ECTS;
- унификация программно-предметных областей;
- ускорение и упрощение обучения: выбор студентами дисциплин самостоятельно, разбивка на два основных уровня — первый не менее 3-х лет (бакалавриат) и возможность трудоустройства как специалисты;
- повышения академической мобильности студентов и преподавателей.
По большому счёту, для Европы Болонская система должна была решить как минимум две проблемы: нехватку специалистов с высшим образованием и недостаток мобильности таких специалистов.
Дальнейшие перспективы в России
Собственно говоря, Европейский союз в лице своих чиновников от образования сам инициировал выход России из Болонской системы. В начале апреля 2022 Года Совет ЕС запретил финансовую и другую поддержку российским вузам по программам, финансируемым ЕС. Российское же Минобрнауки рекомендовало воздержаться от сотрудничества в рамках программы ЕС по обмену студентами Erasmus. Тогда же министр Фальков В. Н. сообщил о намерениях выйти из Болонского процесса.
Ректор Московского государственного университета (МГУ) и президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий высказал не только свою точку зрения, но и наметившуюся возможную тенденцию возвращения к специалитету:
"Однозначно и дружно выступили за дальнейшее совершенствование нашей системы образования, основанной на опыте советского периода"
А вот руководитель Счётной палаты РФ Кудрин призвал не торопиться с выходом из международных соглашений.
Но, процесс, вероятно, уже пошёл. На днях министр науки и высшего образования Фальков Валерий Николаевич уже вполне определённо анонсировал грядущий выход из Болонского процесса и создание собственной российской системы образования.
Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура.
В Государственной думе идею отказа от участия в Болонской системе горячо поддержали, пообещав сохранить возможность получения высшего образования в России для иностранных студентов.
Как будет выглядеть новая российская система высшего образования пока ещё не вполне ясно. Но шанс создать не мифически, а реально лучшую образовательных систему, хочется надеяться, что имеется.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.