Мягкая сила – это когда незаметно навязывается нужное видение мира при помощи выигрышного имиджа, демонстрации доступного окна возможностей и нужных нарративов, удерживающих внимание людей и побуждающие мыслить в нужном направлении. Мягкая сила создаёт благоприятные условия для проведения экономической и идеологической политики того, кто её осуществляет. В этой связи главную роль играют правильно заточенные средства массовой информации. На них лежит ответственность по манипуляции сознанием населения и последующим его форматированием по заказанному лекалу. Насколько это работает мы видим воочию и, сделав правильные выводы, приняли вызов: доносим правду и разоблачаем. Но… отовсюду слышу: информационную войну мы проигрываем. А почему? Слишком скромно. Отсутствует армия профессионалов. Пока лишь батальон. Любой информационный ляп – это невосполнимые потери доверия людей. Информация должна быть точная и своевременная. Недопустимы замалчивания, - люди всё равно узнают, но уже под другим соусом. Недопустимы искажения фактов – это приведёт к отторжению источника информации. Поэтому на информационном фронте должны биться профессионалы. Они должны знать, как проникать в души и завоёвывать сердца людей, а также уметь разоблачать информационные хитрости и подвохи со стороны противника. Чем отвечать на лавину дезинформации, если большинство интернет ресурсов не наши? Я бы привлёк первых лиц государства, пусть делают заявления на весь мир: лидеры партий, члены правительства, деятели культуры. Нужны не оправдательные заявления, а обличительные. Например, по ситуации в Буче. Когда достоянием мировой общественности стали зверства националистов с нашими пленными, можно было поднять такой шум и пригвоздить виновных к позорному столпу, но мы в это время демонстрировали акт доброй воли и отводили войска от Киева, чтобы тамошнему руководству лучше думалось. Плохая новость в том, что большинство людей оторваны от «созерцания объективной реальности» и могут свои выводы и впечатления приобретать лишь из информации по интернету. Как уберечь свой рассудок от манипуляций? У Сергея Кара-Мурзы есть гениальное творение «Манипуляция сознанием». Предлагаю в помощь неискушённым пользователям интернета некоторые его аспекты.
В первую очередь нужно присмотреться к тому, какие слова используются в обращении письменном или устном. Если автор старается избегать устоявшиеся в русском языке слова и заменяет их на иностранные или на новояз, - лишь бы нарушить строй языка и лишить его благотворной для сознания силы, - уже нужно насторожиться. Сейчас эти слова прочно вошли в обиход, тем не менее, они продолжают служить тем, кто их вводил в нашу речь. И дело здесь не в современности, а в однобокой тенденции – все слова из англоязычного лексикона, то есть тех, кто ставит своей целью наше идеологическое и духовное переформатирование.
Наёмный убийца – киллер
Избиратели – электорат
Председатель – спикер
Руководитель – лидер
Марка – бренд
Скидочный – дисконтный
Творческий – креативный
Случайный – рандомный
Пробный проект - стартап
Управляющий – менеджер, ну и так далее.
Но это, так сказать, цветочки, ласточки впереди. И уточняю, речь идёт о мягкой силе, а не о лобовом столкновении, где просто вас заваливают откровенными фейками и отборными эпитетами. Речь идёт о нежном поглаживании вашего мировосприятия. Получите удовольствие от «курении вейпа», от «крутого тату», от «интимных игр», от «очередной выходки поп-звезды», от обладания нового гаджета с креативными приложениями, от причёски, имитирующей причёску знаменитого артиста, от возможности потусоваться и оттянуться, от возможности быть запанибрата со знаменитым политиком, наконец, от того, что вы обложили всех отборным матом – ведь это круто! Всё это только приветствуется. Вы - свободная личность и тот, кто на неё покушается, вам не друг.
Помнится мне такой случай. День в преддверье Нового 2010 года. Центральная набережная города. Людей мало. Из динамиков звучит Франк Синатра, а по площади циркулирует кучка молодых людей в колпаках и с мешками за плечами – «санта клаусы», стало быть. Лица ничего не выражающие, просто ходили друг за другом, как придурки, деньги отрабатывали. Ни дать, ни взять картина оккупированного англосаксами Волгограда. Такая она, мягкая сила.
Это по части молодёжи. Но ведь у нас есть кое-что и для взрослых, чтобы своротить им мозги. Например, пересмотр значения исторических событий. Не было битвы на Чудском озере, а так, небольшая заварушка. Кутузов не выиграл ни одну битву. Ленинград можно было бы сдать без боёв, чтобы избежать многочисленных жертв, как это сделали жители Чехии. Все эти нарративы приправляются фактами, конечно же, сомнительными и непроверенными. И вот уже на полном серьёзе взрослые люди рассуждают на тему «какая разница под каким гнётом жить, чем Сталин лучше Гитлера? При нём хотя бы пили баварское…» Этим взрослым людям зашло, что людские потери в этой войне колоссальные и… не оправданные. Ну а почему им не зашло то, что в фашистской Германии были концентрационные лагеря, в которых людей тысячами душили и жгли? Из человеческой кожи делали сумочки, из волос парики…. Почему им не зашли все преступления нацистской Германии, которые были озвучены на Нюрнбергском процессе? Да потому что этим взрослым людям подбросили нарративчик другой мыслительной парадигмы. Вот, например, Невзоров давно озвучил идею, что патриотизм должен стоить денег. У патриотизма должна быть приемлемая цена. Нет денег, нет патриотизма. И начинаются дискуссии что значит быть патриотом. Или тот же Невзоров бросает тему «Русская классическая литература – пуста и вредоносна». И начались дискуссии и споры на эту тему. Люди начали думать нужна нам литература или не нужна, вместо того, чтобы просто читать классиков.
Упрощать, сводить к примитиву помогает приём навешивание ярлыков.
В России «тоталитаризм», тоталитарный режим, когда на самом деле с большой натяжкой - авторитарный. В России сложилось патернальное общество в силу исторических причин и это нужно учитывать. Однако ярлыки на то и ярлыки, чтобы в упрощённо-примитивном варианте обозначить картину мира и свести к нулю всё его многообразие. «Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, чтоб не писал и чтобы меньше думал…» Здесь и «режим» и «ось зла», и «рука Кремля», и «остров свободы», и «рабское сознание», и «оплот демократии». Ярлыки, штампы и клише хорошее подспорье для тех высокопоставленных чиновников, которые выполняют функцию управленца, конкретно и глубоко не вникая в суть. Вспомним министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая сказала, что никогда Великобритания не признает суверенитет России над Воронежской и Ростовской областями. Но, к слову сказать, навешивать ярлыки мы тоже умеем – советская школа борьбы с капитализмом. Татьяна Монтян, известный блогер и адвокат, с успехом продолжает эту традицию. Киевскую власть она окрестила салорейхом, а Зеленского и его приближённых – зелебобусами.
Что в психическом устройстве человека облегчает процесс манипуляции на него направленный? Память, которая не контролируется сознанием. Человек получает картинки, но стереть их из памяти он не может. Умственный механизм начинает самовольно вычленять из окружения похожие картинки и складировать их в памяти. Когда у вас образуется блок похожих картинок, вы невольно присваиваете им статус «своих». Из этого у вас складывается мнение, видение, знание. Чтобы не пропустить в свои анналы негатив, нужно постоянно быть начеку, да ещё и уметь это делать. Однако простым людям это не под силу. Поэтому многократное повторение – это условие пропаганды. Есть старая поговорка: если человеку постоянно говорить, что он свинья, он скоро захрюкает.
Чтобы человек не проникся сутью и не осмыслил проблему, есть такой приём как дробление. Вспомните, как в ходе речи президента России Владимира Путина на митинг-концерте в московских Лужниках в честь годовщины возвращения Крыма трансляция резко была прервана. Вместо главы государства телезрители увидели выступления певца Олега Газманова. Миллионы зрителей начали теряться в догадках что произошло, потеряв нить выступления президента.
Цепь срочных сообщений. Постоянно важные и срочные сообщения вытесняют предыдущие и не дают время для осмысления и понимания. Очень хороший метод, формирующий клиповое мышление. Человек в результате такого информационного воздействия не видит в событиях причинно-следственную связь и ему можно впарить любую дичь, не опасаясь, что он может усомниться в правдивости информации из-за обнаруженных противоречий.
Важность и сенсационность сообщений держит человека в напряжении, потом следует усталость от восприятия и уже явно важная информация воспринимается как обычная. Сенсационность ещё практикуется для того, чтобы сместить внимание с действительно важной проблемы, и заострить его на несущественной.
Подбор смысловых значений слов, вызывающих нужную ассоциацию, - необходимый атрибут информационных войн. В данных условиях мы тоже не свободны от использования этого метода. Поэтому мы «миротворцы» и проводим «операцию по денацификации». А до этого «принуждали Грузию к миру». А грузины всего лишь «восстанавливали конституционный порядок» в Осетии. В этих масштабных военных действиях гибли и гибнут люди, но такие слова, как «война», «завоевание», «ковровые бомбардировки» отсутствуют. А вот точечные удары – это звучит приемлемо. Арестович, советник Зеленского, жонглирует семантикой слов с искусством профессионального жонглёра. Отступление по Арестовичу – маневренная оборона, сдача в плен – эвакуация, невозможность вести оборону – оперативная пауза, натиск российских войск – отчаянное наступление обессиливших русских.
Словесные символы демократии льются потоком из уст западных лидеров. «Свобода, гендерное равенство, демократические ценности, суверенитет, чистая энергия, мировой порядок, мэйнстрим, плюрализм…».
Игра в простонародность, хождение в народ. Вспомним Нуланд с её незабвенными печеньками.
Игра в факты и вещественные доказательства. Вспомним, как Пауэл тряс пробиркой, как Порошенко тряс паспортами российских военных и деталью от обстрелянной маршрутки.
Игра в живых свидетелей. Вспомним девочку Бану из Сирии, которая свидетельствовала о химической атаке в Алеппо. Сирийского мальчика Хасана Диаба, якобы, ставшего жертвой химатаки, а на самом деле - Белых касок.
Психология восприятия. Есть люди с врождёнными вербальными способностями. Они способны манерой общения, эмоционально воздействовать на людей на подсознательном уровне. Такими способностями обладают популярные блогеры, которые занимают место в сидячем строю в борьбе против всего плохого за всё хорошее.
И, наконец, безапелляционные утверждения, которые не требуют доказательств в силу своих «очевидностей». То есть, здесь вступает в закон знаменитого «хайли лайкли». Россия агрессор, она напала. А нападение со стороны украинских военных, то есть, ракетный обстрел Донбасса, который всему этому предшествовал, это не нападение? Путин отравил Навального. Дайте результат анализов. А зачем, и так всё ясно.
В общем, победит в информационной войне тот, за кем правда. Но, к большому сожалению, я наблюдаю и констатирую: многим людям правда не нужна. Оказывается, в её отсутствие жизнь течёт своим чередом, а за эту самую правду и справедливость нужно бороться, не щадя живота своего.