Однажды мне нужно было решить одно дело со старпомом, и поднялся на мостик во время его вахты. Капитан тоже находился на мостике, но был занят, он разговаривал по телефону с конторой по поводу замены одного гражданина по полной профнепригодности. Мы потихоньку шушукались со старпомом, но разговор капитана мы всё таки слышали. Ну, фразы капитана. Что там ему из конторы говорили, мы не слышали же, конечно. И одна фраза мне просто в душу запала, и эту фразу можно поставить как эпиграф к истории, которую я хочу рассказать.
Вот эта фраза - А вы мне умных сюда не присылайте, не надо. У меня тут умных полпарохода. Вы мне грамотных давайте.
История, которую я расскажу, произошла не на нашем танкере, на другом. . В комментариях иногда появляется один человек, он может дополнить историю подробностями, потому, что это случилось на его судне.
Но сначала немного нудных объяснений и разъяснений для тех, кто не знаком с устройством судна.
На танкерах небольшого дедвейта (хотя, вплоть до 50 000 тонн) некоторые танки запаса топлива (бункера), могут располагаться в носовой части судна. Связано это нехваткой места под танки в корме. Для перекатки топлива из носовых бункерных танков, в носу судна есть помещение, громко называемое - носовое помповое отделение. По сути, просто помещение, в котором установлен один, а могут и два, топливоперекачивающих насоса. Небольших. Производительность у них не большая, да, собственно, большая производительность там не требуется. А вот в силу конструктивных особенностей, это носовое помповое отделение и топливные насосы в нём, расположены на самом низу, практически на днищевой части судна. Чтобы топливо из танка само по трубе в насос стекало, а уж он дальше отправит.
И ещё в этом помповом есть система осушения. Ну, на каждом пароходе по своему, где обычный инжектор стоит, где небольшой насос... по разному, говорю же. А чтобы предупредить о том, что в помповом есть вода, которую надо откатать, в помповом есть датчик уровня. Обычный поплавковый датчик - набралась вода в сборный колодец, пошла из берегов, поплавок всплыл, нажал рычажок, цепь замкнулось - в машине заорала сигнализация - высокий уровень, давайте, осушайте. Ну, это я так, очень грубо схему обрисовал. Откуда вода берётся там? Мазут греют, перепады температур, конденсат стекает по переборкам. Могут и матросики в рабочем угаре со шланга немного ливануть. Воды, в общем, совсем не много, часто не осушают помповое, но система есть.
А теперь к датчикам уровня. Их на пароходе хватает. В том числе и поплавкового типа. В льяльных колодцах, в различных цистернах. Есть на высокий уровень, есть на низкий. Вышел уровень - сигнализация срабатывает. И в это время в Центральном Посту Управления (ЦПУ), загорается тот индикатор, по которому и вышла сигнализация.
Механик сначала нажимает кнопку, отключает звук. Смотрит на дисплей, в чём проблема. Потом уже нажимает кнопку подтверждения, что проблема принята, всё нормально. Процесс, когда нажимают кнопку снятия звука, называется - квитирование. От английского - quiet. Ну, по крайней мере, у нас так называлось.
Но это сейчас, когда стоят мониторы на консоли управления в ЦПУ. А вот на старых пароходах, ещё до всех компьютеров, на консоли управления были микросхемы с подсветкой. Мы называли эти кассеты с микросхемой - картами.
Так, вот, если пароход качает, некоторые поплавковые датчики могут душу вынуть ежеминутным срабатыванием сигнализации. Поплавок туда-сюда от качки, рычажок туда-сюда... механик туда-сюда.
И тогда делается вот что - а просто этот датчик отключают. Сейчас можно прямо на компе, а раньше... раньше выдернул карту из разъёма, и готово, наслаждайся тишиной.
По сигнализации я тоже так, грубо-схематично прошёлся.
Фухххх... а теперь история.
Пароходик шёл в один из портов Северной Европы. И стоял весь экипаж этого пароходика на ушах, ибо в порту ожидались проверки и инспекции, и командование пароходика обещало лично каждого из экипажа изрубить в капусту, если будут получены критические замечания. Мыли, красили, наводили порядки. Готовились. А приход в порт был уже вот прямо завтра.
И работал на танкере старший моторист. Дядька уже был в годах, спать ложился рано, утром тоже вставал рано. Покушать любил, и на завтраках был в первых рядах. И пока некоторые только тянулись в столовую, он, уже позавтракав, переодевшись в робу, спускался в ЦПУ.
Вот и в это утро, спустившись в ЦПУ, стармот занялся своим любимым делом - таращился на консоль управления. Вахтенный третий механик готовился в сдаче вахты, носился по машине. И в очередной раз, когда вахтенный забежал в ЦПУ, стармот спросил его - ты, что, топливо качаешь с бака?
Да - отвечает третий - качаю.
Стармот то ещё и въедливый - а карту зачем выдернул?
Да качка эта, заколебала сигнализация по уровню там.
И тут стармот страшным голосом ему - беги на бак, чудо!
Третий хотел было стармота на место поставить - ишь, указывать ему будут. Но, что то вот подсказало ему лишний раз в бутылку не лезть, и командирство своё не выпячивать. И третий быстренько умёлся на бак, глянуть, что там и как.
А тут уже и остальные машинёры в ЦПУ подтянулись. Стармех пожаловал, лично разводить по работам. Всё по плану.
И тут явился с бака третий. Бледный, как простынь.
"Страшную весть я принёс в твой дом, Надежда. Зови детей!"(с).
Вот и третий принёс страшную весть. Мазут, говорит, в носовом помповом. Свободно гуляет в такт небольшой бортовой качке парохода. И глубина мазутного моря... ну, где-то по колено.
Вот здесь и должны быть подробности от читателя, ибо он должен был находиться в ЦПУ, принимая вахту. Я же могу себе это всё только представить, зная того стармеха. Вот лучше бы гнездо шершней голыми руками сорвать, под майку засунуть и унести далеко в лес, чем с такой новостью к тому стармеху приходить. С шершнями безопасней.
И ещё раз - завтра подход. Завтра инспекции. А тут - мазут в помповом. Осушение - эжекторного типа, выкатать можно только за борт. Угу, в водах Северной Европы. Тюрьма там, говорят, довольно комфортная, но даже в такую не хочется.
Всё это надо срочно ликвидировать. Все запланированные работы на "Стоп". Все понеслись в помповое. На уборку и приборку.
Куда откачивали мазут, и куда всё это прятали, никто вам про это не расскажет. Сколько вбахали химии в отмывку от мазута, тоже не расскажут.
Но отмыли. А сверху ещё свежей краской прошлись. Краска, она чудеса творит. Прошли инспекцию успешно. Ещё бы, всё сияло.
Ну, а что случилось то? Откуда мазут в помповом взялся?
В корпусе насоса, в нижней части, есть сливное отверстие. Там винтовая пробка, с мелким шагом. Расстояние от поддона до отверстия, сантиметров 10. Корпус насоса чугунный. Вот, видать, вкручивали пробку вслепую, пошло не по резьбе... сорвали резьбу. На чугуне это легко. По хорошему бы, демонтировать насос, перевернуть его, и ... или восстановить резьбу, или ещё чего придумать. Но придумали проще, вкрутили пробку как можно ровнее. А саму пробку, чтобы не вылетела, прижали самодельным винтовым упором. У нас такие упоры называли "солдатиками". А вот контргайку на этот солдатик и не поставили. А дальше только дело времени, когда эта пробка вылетит и мазут свободно польётся.
Тепловое расширение, вибрация, качка, так "солдатик" потихоньку и снова скрутился. И лёг на бочок. А рядом легла пробка.
Но сделал всё это предыдущий экипаж. Там, видать, тоже умных было много.
Ах, и да... я не знаю, что сделал стармех с тем третьим. Может и вставил ему карту куда положено. Вот лично я бы, да... вставил.