Добрый день друзья! Я помню, как ратовали младореформаторы и иные «продвинутые» специалисты за внедрение в России вместо устаревшей и архаичной советской системы обучения, Болонской системы. Напомню, это принятая на Западе двухуровневая система обучения – бакалавриат и магистратура. 4 года отсидел за партой и ты бакалавр. Диплом с правом работы по специальности. Можно продолжить обучение в магистратуре – это ещё два года за партой и ты магистр (прямо вот совсем специалист, накачанный знаниями, но без опыта работы от слова совсем), а если совсем умным стать хочешь, то сразу в аспирантуру (ещё три года). Тоже всё простенько – план, обязаны не просто выпустить, но и защитить, чтобы не портить показатели. Итого 9 лет, чтобы выковать кадр в виде кандидата наук. В подавляющем большинстве случаев толку от такого спеца никакого, но… Впереди вся жизнь, если голова на плечах, то может и специалистом стать. А может и не стать, коль по административной лесенке (с поддержкой) полезет.
Вариант самый примитивный, но честный. Человек учится сам, экзамены-зачёты не покупает. Закончил и пошёл искать работу, а тут засада – не хотят такого недоучку брать. Если берут, то совсем не на ту работу или должность, какую он себе представлял.
Объясняю. Если по старой системе человек учился 5-6 лет, то здесь только 4. Из них первые пару лет общие дисциплины, специальные шли потом в течение 3-4 лет. По новой системе эти 3-4 года надо впихнуть в 2, а по сути в 1 год (ещё год уходит на написание курсовых дипломов и квалификационного выпускного диплома). Как сейчас говорит старый профессорско-преподавательский состав, программа укороченная и перенасыщенная. Старые 360 часов впихнули в 108 часов. Студент заведомо недополучает, запрограммировано лепят недоучек. Опять же, за это время ни дать, ни усвоить материал невозможно.
Бакалавр пошёл в магистратуру, но вот беда – мест по его выбору специальности нет. Разве ж это беда? Оказывается можно пойти совсем по другому профилю, совсем не близкому к первичному курсу обучения. Программа устроена так, что чуток поднатаскался и куй железо в новой специальности. База, которая набиралась в течение 4 лет, как бы значения не имеет. Получается, что человека учат совсем другому, но уже всего два года. Опыта нет, практики нет. Какой из него специалист ажно с двумя дипломами? Если попадёт на производство, то что-то почитает, что-то ему расскажут на месте, будет сразу набираться опыта, осваивая процесс на практике. Если человек толковый и с головой, то самообучением дотянет, может даже и подняться, а ежели середнячок, то так и будет максимум начальником цеха или мастером очень узкого профиля до пенсии трудиться. Как вам такой специалист? На серьёзных производствах, прежде чем «специалиста» взять, проводят собеседование, хотя спецы нужны, как воздух.
Про «спеца» с тремя дипломами говорить не буду – то же самое, только дипломов три (в довесок диплом кандидата наук).
Недавно слушал передачу, где выступали ректоры университетов и хаяли эту «болонь». В некоторых ВУЗах на неё перевели что-то несущественное, а специалистов по серьёзным направлениям так и готовили по старой, советской системе. Интервью «Коммерсанту» дал министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
«Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура.»
Он назвал три причины для сохранения двухступенчатого высшего образования. Во-первых, многие выпускники школ хотели бы учиться именно в таком формате. Во-вторых, большое количество россиян уже окончили бакалавриат, а без магистратуры не смогут поступить на работу в некоторых сферах. Например, на госслужбу, в правоохранительные органы или судебную систему. В-третьих, это удобно для приема иностранных студентов.
Хм! Система себя не оправдала но… Может нужно ставить во главу угла качество обучения, выпуск специалистов, а не пожелания абитуриентов учиться, абы побыстрее диплом получить? Какое нам дело до иностранных студентов, когда мы готовим кадры в первую очередь для своей страны? Для уже выпущенных бакалавров создать курсы, где их смогут дотянуть до необходимого уровня.
Министр отметил, что в Болонской системе есть свои преимущества. Например, мобильность студентов и преподавателей. Но имеются и недостатки — в магистратуру принимаются все бакалавры, независимо от профиля. Например, люди с «гуманитарным дипломом» бакалавра поступали в магистратуру инженерного направления. Он призвал взять из этой системы лучшее и двигаться вперед. Будущее высшего образования, по словам Валерия Фалькова, за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры.
Доводы министра мне не показались убедительными. Очень не хотел бы попасть на приём к врачу, который получил базовые знания по сантехнике, а в магистратуре переквалифицировался в терапевта. Не дай Бог попасть на стол к такому хирургу, а ведь человек настолько индивидуален «по устройству», что и опытному врачу с глубокими теоретическими знаниями и обширным опытом совсем не просто бывает.
В медицине человек учится 6 лет, а затем ещё год или два (интернатура или ординатура) специализируется под присмотром опытного наставника, прежде чем его допустят до самостоятельной работы и то под контролем. По узким специальностям студенты начинают специализироваться с 3-4 курса целенаправленно. Как видите, подготовка очень серьёзная уже на начальном этапе обучения, включающая не только теорию.
Болонский подход заразен, как незнамо что. Вот раньше, занять руководящую должность (кроме партийной) мог только человек с профильным образованием. Сейчас журналист ничтоже сумляшеся руководит «космосом», экономист – сельским хозяйством, авиапромом – гуманитарий… Люди, очень далёкие от отрасли по своему образованию.
Пора бы уже не лепить из разных кусков нечто непонятное, как предлагает Фальков, а взять за основу то, что уже доказало свою состоятельность и доработать под современные условия, усовершенствовать.
Если у вас есть немецкая овчарка, то используйте её по назначению, а параллельно выводите другую породу, которая будет лучше. Не надо менять овчарку на болонку и пытаться выдрессировать из неё служебного пса или скрещивать болонку с овчаркой.