Найти тему
Андрей Сталк

Самый дорогой рисунок

"Самый дорогой рисунок", СССР, 1975
"Самый дорогой рисунок", СССР, 1975

Победная анимация

«Самый дорогой рисунок», несомненно, снят Ефремом Пружанским по госзаказу к 30-летию Победы. Нацистские орки с автоматическими вундервафлями наперевес сжигают наши города. И вот на их пути попадается группа пионеров и октябрят, которая вышла на пленэр рисовать бабочек и кораблики. Злые немцы под дулами вальтеров и шмайсеров заставляют светловолосого пионера сделать воздушного змея с лейблом свастики. Оскорбленные его согласием ребятишки, мысленно плюнув на могилу предателя, гордо уходят в закат, а юного художника отправляют в концлагерь, где он перед согнанными советскими гражданами отправляет в небеса серпасто-молоткастый прямоугольник картона. За смерть героя отмстили советские танки и космические ракеты. А всех будущих пионеров принимают в свои ряды под незыблемым символом Советской Власти.

Как ни странно, этот мультфильм, в отличие от других работ громадянина Пружанского (в первую очередь, дилогия про Алису в кэрроловских странах), весьма мало ротировался. По крайней мере, не в Украине. И совершенно не помнится из советского детства даже на уровне подсознания. Хотя зацепки должны были остаться. Весьма гротескные фашисты с весьма гротескным оружием. Трагический сюжет детского мультфильма. Атмосфера. Это не проходная «Сказка о яблоне», раз память молчит, значит, ей можно поверить. А уж мультфильмы в детстве не пропускались, и за 15 лет союзного существования пересечение просто должно было быть.

Возможно, телеруководители чувствовали фальшь. Очевидной фиги в кармане не было, но осадочек присутствовал. Наша Победа подавалась как-то суетливо, на минимальных шаблонах, вплоть до канонического флага над рейхстагом. Главный герой выглядел по-пацифистски расслабленным. Зеленые штаны, желтая рубашка, красный галстук – это, в лучшем случае, Незнайка, а не пионер. Ну кто, скажите, в разгар войны и тревожного ожидания беды будет меланхолически бабочек на воздушных змеях рисовать. В опустевшем сгораемом городе. Фантасмагория. Презрительная реакция детей на согласие с дулом у виска нарисовать свастику – это пропагандистское пережатие гаек. Очевидная глупость немцев, которые не удосужились за долгое время глянуть, что там мальчуган рисует, прежде, чем показать творение согнанным жителям. Так оно так, но ведь и куда более слабые работы регулярно показывали по ЦТ.

Лично мне не понравилась работа композитора Скорика, чей творческий путь прошел от «Теней забытых предков» до «Доярки из Хацапетовки». На коленке за полчаса. Простые заготовки, минимум фантазии. А ведь именно музыкальное сопровождение делало советские мультфильмы нетленками. Хотя, ради объективности, вспомнить мощные советские мультфильмы о Великой Отечественной нелегко. «Приключение красных галстуков», «Легенда о старом маяке»? Очевидно, не шедевры, хотя и достойные произведения. Если сильно напрячься, можно назвать элегический «Салют». Как-то не густо, не находите, учитывая значимость темы. В отличие от художественного военного кино для разного возраста. Видно, что аниматоров волновало нечто другое, хотя, по большому счету, тому же Ефрему Пружанскому в карму можно занести лишь сериалы про Алису. А к очередному юбилею Победы ему уже заказов не было. Снимал себе обычного «Сампо из Лапландии» и не заморачивался.

#Пружанский #пионеры #фашисты #мультфильм #концлагерь