Когда я начал слушать Gentle Giant, музыканты группы представлялись мне ботаническими выпускниками Консерватории, решившими вдруг занятся настоящим делом, но сохранившими свои академические привычки и экстерьер - аккуратные костюмчики, галстуки, свитерки и обязательные очки. С появлением видео выяснилось, что Gentle Giant - это команда волосатых хиппанов, прыгающих и носящихся по сцене на концертах, трясущих гривами и устраивающих "балет" покруче чем Ян Андерсон из Jethro Tull. Правда, образы "прилежных академиков" тускнели и без видео - мы с друзьями с ума сходили от Octopus, а когда вышел тяжелый роковый Power And The Glory образы "костюмных скрипачей" и вовсе растворились. Группа играла такой яростный, энергичный и такой странный рок, что не зацепиться за ее пластинки было просто невозможно. Это было настоящее открытие, это была совершенно другая музыка. Средневековая классика сыгранная рок-группой - с драйвом Led Zeppelin, красотой The Beatles и тонкостью сонат Шопена. А потом появился этот альбом. В идеальной пропорции хард-рок, средневековые фуги, джаз, гитарные соло, завораживающее многоголосое, драйв и лирика. Just The Same - вдруг напоминает то, что 10 лет спустя будут играть XTC- изысканный британский рок со вставками средневековых музыкальных фраз и джазовым саксофоном, утопленным в миксе, но отчетливо читаемым. Темп и размер вдруг меняются - неожиданно, но логично, воздушные аккорды синтезатора облаками парят над размышляющей гитарой - и снова - продолжение песни о том, что близко и понятно многим. Как пел Майк - "Я обычный парень, не лишен простоты"... Фуга On Reflection ошеломляет многоголосьем, тот случай, когда классическая музыка становится фэнтези-роком, когда все границы исчезают а деления музыки на стили вообще, кажется, никогда не существовало. И лирика взрывается пересекающимися и расходящимися партиями всех инструментов - барабанов, гитар, баса, клавиш - полифония, контрапункт - все прелести клаассики и все это - рок-н-ролл. Заглавная песня - нервная, засинкопированная в каждой из партий, со сменой темпа, гармоний, рисунков, но совершенно цельная и не кажущаяся искусственной. Да и не являющаяся таковой. Рок-манифест Gentle Giant, "нате вам!" от выдающейся группы. Time To Kill - несколько секунд хард-рока в начале, переходящих в вольное плавание с полифонией клавиш, гитары, баса, пойманной жесткой сеткой барабанов. И друг - снова, как в On Reflection - волшебные вокальные вставки. His Last Voyage - тоже кажется продолжением On Reflection, вокальные чудеса и выход в психеделическо-джазовое пространство с ударами словно под дых - барабанов - и гитарой с вау-вау - откуда ни возьмись роковое соло, гитарист случайно забрел к средневековым менестрелям. Менестрели его быстро успокоили и запели дальше свою воздушную балладу. Не очень понятно, как за один месяц можно было записать такой сложный и такой идеально сыгранный альбом... Talybont - средневековый замок просыпается на рассвете, рожки, клавесин, барабаны - и электрогитары, которые, конечно же , были в ходу и в средние века, в всяком случае, тембрально совершенно органично укладываются в характер, общее звучание и структуру пьесы. Веселенькие скрипки, открывающие Mobile - заключительную песню - не предвещают веселья, Gentle Giant никогда не хохотали попусту, здесь тоже никакой легковесности, пустоты - здесь каждая нота на месте, и каждая осмыслена, выдержана драматургия, все сложно и все доступно, все просто и все закручено морскими узлами, все как в жизни, в общем. Редкий случай, когда некоммерческая музыка имела коммерческий успех. Настолько она хороша.
5