«Господь, вознесшись на небеса, стал доступным каждому, находящемуся в любой точке Вселенной в любой момент времени.
Мы с вами живет в 4-х мерном пространстве. 3-х мерное это длина-ширина-высота, и 4-ое измерение – это время.
▫️Господь, находясь среди апостолов в этой земной жизни, Он тоже подчинялся законам этого пространства созданного Им мира. И, уже воскреснув в третий день, Его тело приобрело власть над всем миром, сотворённым Богом. Как миром духовным, так и миром материальным. И граница между этими мирами, нашим земным и миром небесным, – откуда пришёл к нам Христос, воплотившись от Пресвятой Богородицы, из обителей Отца Своего. Вот Он пришёл, и воскреснув, в третий день, преобразившись, изменившись в то качество вечное, в котором и пребывает Он до нынешнего дня, Господь дал и нам с вами возможность за Ним идти и следовать тем же самым путём, – путём приобретения вот этого свойства, – власти на этим нашим материальным миром. Властью над временем, властью над пространством.
Мы видим, что многие святые люди, которые пошли вот этим путём Христа, самоотверженно посвятив свою жизнь именно служению Богу, поставив Его как самую главную ценность своей жизни,
они приобрели вот те самые свойства, которые Господь обрёл в уже воскресшем Своём теле, когда Он являлся Своим ученикам: проходя сквозь закрытые двери, когда Он мог находиться ( и может сейчас ) сразу во многих местах, посещая нуждающихся в Его помощи, когда Он слышит молитвы всех миллионов-миллиардов обращающихся к Нему людей, и каждого индивидуально слышит, принимает, понимает, и отвечает на их нужды и потребности.
▫️Вот мы видим примеры святых, как для святых тоже переставала действовать власть трёхмерного мира и времени. Как Мария Египетская, например. Она в молитве поднималась в воздухе над землей, и пребывала в таком невесомом пространстве, как бестелесные духи, и когда в последний раз она встретилась с преподобным Зосимой, и приняла от него святое Причастие, и возвращаясь в пустыню, куда назначила ему прийти через год, чтобы совершить погребение ее тела, она за один день прошла тот путь, который он проходил за две недели. То есть для неё и время, и пространство, перестало давлеть над ней.
И множество святых, если мы откроем жития святых, даже жизнеописания святых самого последнего времени, 20 века, то мы увидим примеры, как человек, обретший вот эту Божественную благодать Духа Святого, подобно Христу, приобретает власть над пространством, над временем, власть над теми препятствиями, которые ограничивают жизнь обычного земного человека.
▫️Христос, вознесшись и посылая вместо себя «иного Утешителя, Духа истины» ( Ин 14:16),
Он всем нам открыл путь совершенства, путь обожения, путь обретения такого состояния души, о котором мечтает душа каждого человека, и по котором она тоскует. Как может быть о далеком детстве ( у тех разумеется, у кого детство было относительно благополучным, не проходило в детских домах, приютах, в лагерях беженцев, или детство выпало на военные действия) . Мы берём обычное человеческое детство, когда человек рождался в полной семье, имел любящих его самого и друг друга родителей. И вот в детстве это ощущение защищённости, покоя, радости, когда ребёнок просыпается и видит за окном солнце, когда в окно доносится свежий летний воздух, запах трав, шелест деревьев, когда он слышит голос матери, наклоняющейся над ним и целующей его – вот это состояние блаженства, состояние счастья детского, – слабый отблеск того блаженства, которое Господь приготовил всем нам в Своём Небесном Царстве.
▫️И человек, стремящийся здесь постичь Господа и войти с Ним в общение, вот он точно также очищаясь освящающей его благодатью Святого Духа, приобретая детские чистоту и простоту восприятия окружающего мира, — для него также распахивается окно вот в это пространство невидимого, духовного мира, и оттуда приходит к нему вот это дыхание благодати Духа Святого, дыхание мира ангельского, дыхание Божественной Любви, — и человек способен испытать уже здесь, в этом земном мире, это ощущение пребывания на небе с Богом.
▫️Конечно, такое состояние доступно лишь тем, кто искренне хочет научиться любить Бога, научиться любить ближнего по заповеди Божией, и прикладывает усилия для того, чтобы достичь этого.
Потому что недостаточно только умом верить и признавать Бога, признавать истинность Его заповедей, недостаточно даже просто хотеть спасения!
Можно сидеть в яме и хотеть из неё выбраться, но при этом ничего не делать для этого. Только тому, кто сам карабкается по стенкам этой ямы, срывается вниз и опять карабкается, и старается все силы свои приложить для того чтобы покинуть это узилище, выйти на просторы свободы, вот только такому Господь способен помочь, взять его за руку, подтянуть и вытащить его на простор духовной свободы и духовной радости.
Только тому – кто хочет и старается.
Царствие Божие усилием берётся, и понуждающий себя входит в него! ( Мф.11:12)
▫️Вот это, братья и сестры, мы должны всё время себе напоминать.
Хотеть и стараться – это от нас зависит. Только это. Потому что остальное в деле спасения человека способен сделать только Сам Господь!
Но если у нас нет этих желаний и стараний, то Господь не может, Он бессилен нас спасти без нас самих.
Вот это то, что Всесильный Бог не может сделать. Он не может отнять у нас свободной воли. Он не может насильно загнать в Царство Небесное, царство радости и блаженства тех, кто не хочет туда идти. Поэтому желание – это первая дверь, которая открывается в душе человека к Богу. И старание, стремление, не жаление самого себя, а понуждение прикладывать силы, расходовать энергию души и тела на движение к Богу, – оно точно также как и желание, необходимо для того, чтобы дать Господу возможность взять нас, поддержать, и в тот момент когда кончаются силы человеческие, чтобы начала в нас действовать сила Божия, спасающая и восполняющая нашу собственную немощь. Вот это мы должны все время помнить.
▫️И сегодня, в день Вознесения Господня есть два духовных состояния – это состояние тонкой духовной грусти о том, что кончилось это сорокодневное празднование Пасхи, и состояние радости о том, что теперь то Вознесшийся Господь исполнит Своё обещание и всей полнотой Святого Духа одарит нас. Я желаю, чтобы все мы оба этих чувства испытали.
Оба эти чувства полезны, созидательны, и оба эти чувства формируют душу как душу христианскую. Потому что даже грусть расставания доступна только тем, для кого Христос является ни какой то абстрактной такой теоретической личностью, где-то там на иконах, или в пространстве воображения, а для тех, для кого Христос настолько же реален как и рядом находящийся ближний.
Только те, для кого Христос также дорог, как любимый член семьи. Только в этом случае, вот это ощущение расставания, пусть даже краткого, ощущается как некая потеря. И она тоже полезна, потому что она утончает душу, делает ее более чувствительной, более развитой духовно, и более способной воспринимать Божественную благодать Духа Святого.
Вот желаю чтобы мы с вами сегодня испытали и эту грусть, о том что закончились сорок дней “Христос Воскресе” и Господь, возносясь, благословляет всех нас, и чтобы мы в то же время радовались, что теперь ещё 10 дней пройдёт, если даст Бог дожить, то подобно апостолам, и мы в день Пятидесятницы с вами по вере своей получим излияние Божественной благодати, и ощутим ту радость, которую ощутили апостолы и все верующие при наполнении Церкви Христовой главной ее силой – Духом Святым.» 🙌🏻
Прот.А.Торик. Проповедь ко дню Вознесения Господня. 2019г.
#протоиерейАлександрТорик
#протоиерейалександрторик_проповеди