Найти тему

Приучение к горшку. Критерии начала?

Приучение к горшку - особый разряд проблем, которые приносит излишняя начитанность и эрудированность. Ещё известнейший Бенджамин Спок писал в своё время (первая половина 20-го века!!!), что у матерей, не обременяющих себя постоянным самообразованием, дети легче и быстрее овладевают "туалетной наукой", нежели дети грамотных, "учёных" (имеющих высшее образование, как ни странно) мам.

Сто лет спустя это видно всё более отчётливо. Однако многие родители не прекращают попыток "по науке" вырастить и воспитать своё дитя.

Поговорим сначала о так называемых критериях готовности ребёнка к приучению к горшку.

Задумываясь о горшке, слыша рассказы родителей, читая интернет-статьи психологов, родители ищут сроки начала приучения. Ведь они настроились растить дитя научно. И с удовольствием находят информацию! Полтора года, можно больше, но уж никак не меньше. И такие обоснования: дескать, физиологически неразвит, нервные импульсы от мочевой системы не доходят до мозга, а если и доходят, то искажённо или с великим опозданием, мышцы (сфинктеры) не могут контролировать мочеиспускание и дефекацию, и вообще... Маленький ещё! Вон, памперсы лучше наденьте. Они для того и придуманы.

Насчёт физиологии спорить не буду, просто приведу результаты интересного исследования, проведённого в США. Там любят всё исследовать, давайте воспользуемся этим обстоятельством и немного поразмыслим над интересной информацией.

В начале 20-го века, когда и в Америке не было одноразовых подгузников, малыши к 12-18 месяцам вполне сознательно и самостоятельно ходили в туалет. Когда подгузники "вышли в свет", оказалось, что "туалетную науку" дети стали осваивать позже - к 20-24 месяцам. А когда производство и использование "памперсов" вошло в обиход, педиатры и психологи заговорили о том, что дети почему-то решают оправляться в горшок только к 30-36 месяцам.

Вопрос: что же случилось? Судя по высказываниям на женских форумах, сообщения от старшего поколения о годовалых детишках, ковыляющих к горшку — ложь. Значит, "за бугром" тоже поголовно лжецы? Врунишки-учёные, ух они!..

Однако ищущие родители продолжают искать - теперь уже критерии готовности к приучению. Это нужно для того, чтобы всё-таки чётко ответить на вопрос: во сколько начинать приучать?

Я тоже сильно-сильно, долго-долго, ответственно рылась во многих источниках в ключе данного вопроса. И нашла вот какие критерии.

1) Возраст 1 год и 6 месяцев.

Почему не год и четыре? Или год и восемь? Почему именно полтора? Предположение о том, что каждый ребёнок развивается в своём темпе уже делает этот критерий абсолютно неприемлемым.

2) Ребёнок замирает, погружается в "себя" перед мочеиспусканием и дефекацией.

Мамы, практикующие высаживание, и просто внимательные мамы, знают, что ребёнок замирает перед тем, как "сделать свои дела" практически с рождения. Но не с полутора лет. И даже не с года.

3) Ребёнок просыпается сухим после дневного "тихого часа".

Многие дети 3 часа дневного сна оставались сухими с 3 месяцев. Много детей не пи́саются во время дневного сна уже к 8 месяцам.

4) Выработался режим дефекации (оправляется в одно и то же время).

Довольно условно можно согласиться. Режим дефекации может наличествовать практически с рождения (во время сосания груди, после еды, утром и/или вечером и др.), а может не устанавливаться и всю жизнь. К тому же наблюдательные мамы могут и без такового режима вовремя посадить ребёнка на горшок - он же перед оправлением "уходит в себя"... Справедливости ради надо отметить, что режим дефекации у ребёнка существенно облегчает задачу усаживания на "ночную вазу".

5) Ребёнок абсолютно не приемлет мокрые или грязные штанишки или памперс.

Условно. Одноразовые подгузники впитывают мочу и жидкую фракцию кала, поэтому "памперсы" могут вызывать дискомфорт только переполненные/тяжёлые или неудобные сами по себе. Не приученный к подгузникам ребёнок (часто) в более раннем возрасте начинает выказывать недовольство мокрыми штанами. Ещё это зависит от характера ребёнка, его темперамента - кто-то недоволен, а кому-то "фиолетово", мокрые штаны или сухие, поменяла мама грязный подгузник или пару часов пришлось ходить с "добром"

6) Знает и понимает значение слов "пи́сать" и "какать".

Условно. Можно не знать, как называется то, что ты делаешь (многие из читателей знают, что это уринация?), но знать, что делать это надо в определённом месте в определённую "посуду". Если мама не знает, когда ребёнок пи́сает и какает (только подгузники иногда меняет), то и не произносит этих слов при дитятке, соответственно, малыш узнаёт значение гораздо позже.

7) У ребёнка есть стремление подражать взрослым.

Если честно - очень размытое определение критерия. В чём он хочет подражать взрослым? Или вообще подражать, не важно, в чём? Или именно ходить на горшок хочет, как взрослые? Если последнее верно, то взрослые непременно должны брать с собой младенца, когда им надо будет справлять нужду. Неважно какую.

У ребёнка достаточно рано появляется стремление подражать (в общем смысле) - в 7-8 месяцев. Именно с этого времени советские педиатры советовали начинать высаживать на горшок.

8) Знает, что такое туалетная комната и с какой целью там уединяются.

Если ненадолго оставлять ребёнка одного в комнате со словами: "Подожди, я в туалет схожу!" - то дитя будет знать о туалете очень рано. Но делать этот факт критерием готовности к обучению пользоваться горшком - сомнительное удовольствие. Ребёнок может не знать о туалете (в деревне, например, когда отхожее место за тридевять земель в конце огорода), но уверенно пользоваться собственным "инвентарём".

9) Малыш пытается сам одеваться.

Каким образом умение одеваться самостоятельно влияет на умение пользоваться горшком, не имею ни малейшего понятия. Детки в годик бегут к горшку, оправляются - и при этом совершенно не умеют одеваться. Некоторые даже не пробуют этого делать. Здесь осознанностью действий произвольных заменили осознанность физиологических потребностей и их удовлетворение.

10) Малыш пытается сам раздеваться.

Та же ситуация, что и с предыдущим пунктом. Я не могу допустить, что ребёнок, бегущий на горшок оправиться, ещё НЕ ГОТОВ К ПРИУЧЕНИЮ только потому, что не умеет раздеваться самостоятельно.

11) Малыш самостоятельно одевается и раздевается.

Помилуйте. Во сколько лет ребёнок способен одеваться и раздеваться без нареканий? В 4-5 лет. С нареканиями, поправлениями и помощью - в 3 года. Это символизирует только ГОТОВНОСТЬ К ПРИУЧЕНИЮ? Однако...

12) Ребёнок может посидеть на одном месте 10-15 минут.

Зачем? Пописать времени много не надо, а какать... Вы сможете встать с унитаза в процессе? Вот и ребёнок не сможет. Если серьёзней: сидеть на месте и играть ребёнок (не каждый, правда) может и по часу. Но если он не хочет сидеть на горшке, то никакие 10-15 минут при других обстоятельствах не помогут. Проще говоря, это совсем не критерий. Ещё и потому, что привыкший оправляться стоя (в одноразовых подгузниках часто так и происходит), ребёнок не скоро сможет свободно оправляться сидя.

13) Малыш знает названия нескольких частей тела.

Интересно, как это помогает в приучении оправляться в горшок? Кто знает - расскажите в комментариях. Ни у врачей, ни у психологов, ни в Интернете я не смогла это узнать.

14) Ребёнок хорошо ходит без поддержки взрослых.

Условно принимаю. Хотя и знаю детей, которые ПОЛЗЛИ к горшку, когда хотели справить нужду.

15) Ребёнок может звуками или жестами сообщить родителям о своём желании посетить туалет.

Зачем? Если его можно "поймать" на "уходе в себя"? Противоречие прямое. К тому же дитя может и не сообщать о том, что пора бы ему оправиться - если дитя решило самостоятельно отправиться на горшок (смотри предыдущий пункт).

16) Малыш умеет хорошо садиться на стульчик и вставать с него.

Ладно, это как-то понятно. Захочет - сам побежит к горшку, сядет, оправится, встанет.

17) Интервал между мочеиспусканием около 2 часов и в момент опорожнения выходит большое количество мочи.

Хм... Интервалы между мочеиспусканием намного меньше двух часов утром, после сна, при обильном питье, при подвижных играх, при охлаждении (не путать с переохлаждением)... Не может быть этот критерий быть объективным.

18) Малыш начал осваивать лестницу (ходьба вверх и вниз).

Ещё одно утверждение, смысла которого не понимаю и найти не могу. Как взаимосвязаны лестница и справление нужды в горшок?

19) Ребёнок знает, как называются предметы одежды.

Какие? Трусы? Штаны? Куртка? И как это знание влияет на скорость овладения горшком?

20) Может нагибаться, присаживаться на корточки и вставать.

Присаживаться и вставать ещё могу понять - чтоб мог присесть на горшок и встать с него. Хотя этот навык формируется гораздо позже полутора лет. А при чём тут умение нагибаться? Чтобы подхватить горшок, видимо, и вылить содержимое в унитаз без чьей-либо помощи...

21) Поднимать мелкие предметы с пола, складывать их на места.

Не понимаю! Как взаимосвязана мелкая моторика и горшок? Обычно это влияло на развитие речи...

22) Хорошо понимает речь взрослого, с малышом можно договориться.

А до полутора лет, конечно, он плохо понимал взрослых... Или взрослые не разговаривали с ребёнком? И почему об отправлении физиологических потребностей в определённом месте надо именно договариваться? Здесь нет вариантов — горшок и точка. Договариваются о компромиссах.

23) "Сухие ночи".

Приехали! Ребёнок научается сначала днём оставаться сухим, и лишь потом - ночью. В случае с высаживанием это может быть освоено параллельно. Почему вдруг сухой памперс после ночи стал свидетельствовать о готовности ребёнка ходить на горшок днём - для меня загадка. Ещё большая загадка - почему я встретила этот критерий на медицинском (!) сайте.

Кстати, по нынешним "просвещённым" временам стало считаться, что писаться ночью ребёнок в норме (???) может до 7 лет (кое-где уже встречала, что и до 12). Хм... Это только готовность к приучению? Как сухой проснулся дяденька N-летний, так можно и днём предлагать на горшок присаживаться...

24) Возраст 2 года и 6 месяцев.

Вот и ещё раз приехали! А как же критерий "1 год и 6 месяцев"? Ждём ценз "3 года и 6 месяцев".

В заключение хочу сказать: наверное, если родители не будут выискивать научную базу для собственной головной боли, то, как и в начале прошлого века, дети начнут-таки ходить на горшок к 12-18-ти месяцам... Без всякого вранья.