Найти тему

Проговаривание в сторителлинге, как инструмент воссоздания созвучия со всем миром.

“...Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова”. Николай Гумилев “Слово”.

На всех своих выступлениях по сторителлингу я повторяю одну и ту же ключевую фразу: “факт рассказывания истории в сторителлинге дело десятое, хотя и очень важное”. Я имею в виду, что до того, как историю представить, необходимо совершить множество действий. Прежде всего, провести исследования человеческих отношений, результатом каковых и станет собственно история. Неотъемлемая часть этих исследований, - работа памяти, вспоминание себя или помощь другому в таком вспоминании. Воссоздание самой истории. Да и представление истории не есть только рассказ ее.

Однако это “десятое дело” действительно важно и даже сверх важно. Важно именно фактом проговаривания. Проговаривание. Момент, когда история воплощается в звуке. Именно в звуке. Уже в опытах над собой я получал интересные результаты от этого проговаривания. Даже точнее скажу, “ритуального проговаривания”. То есть повторения вслух одной и той же истории. Часто именно в таком ритуальном, повторном проговаривании воссоздается история в том своем “идеальном”, законченном виде, который и позволяет ей воздействовать на аудиторию максимально эффективно, то есть в соответствии с целями и задачами рассказчика (будь он политик, управленец, бизнесмен, благотворитель, социальный работник, учитель, актер, врач, родитель и т.д.).

Именно при многократном повторении истории вслух приходят (словно из ниоткуда) нужные слова, которых недоставало для проявления смысла истории. То есть и ее значения, и скрытого в ней состояния преодоления, и потенциала единства со всем (со-мыслия) для рассказчика и его аудитории. И вообще я, в большей степени чувствовал, интуитивно принимал, что именно в проговаривании заложен какой-то механизм воздействия на окружение и самого проговаривающего. Действия этого механизма мне было не понятно, но очевидно. Было очевидно, что человеку вообще жизненно необходимо, как слышать чужой и свой голос, так и говорить что-то. Особенно это заметно, если тайно наблюдать за людьми, ведущими одинокий образ жизни. Такие люди, как правило включают безотчетно телевизор, очевидно не слушая, что там говорят, но, подсознательно ощущая потребность в этом говорении. Или начинают разговаривать сами с собой. Теперь мне все объяснили.

Посмотрел очень интересный и полезный фильм о звуке. О его изначальности (“в начале было Слово…”) и волновой природе, в которой подразумеваются два важных параметра. Частота и амплитуда. Условно говоря “тон” и “громкость”. Колебания волн, вибрации со своими частотами и амплитудами, тонами и громкостью есть у всего. Все, живое и не живое издает звуки. Какие-то из этих звуков слышимы для человека, какие-то слышимы с помощью специальных акустических приборов, какие-то не слышимы никаким образом. Некоторые звуки при определенной частоте становятся не слышимы, но видимы (учитывая ту же волновую природу света). Звук становится светом.

(Warning! Все, что мной будет здесь написано, есть пересказ дилетанта, который, надеюсь, не слишком будет противоречить “научной истине”).

Так вот определенные звуки друг с другом соотносятся, рифмуются, созвучны друг другу, то есть совпадают по частоте или имеют кратную частоту. Такие звуки создают рифмы и мелодию (в широком смысле этого слова). Создают гармонию. Звуки с не совпадающими частотами создают шум. Шум, на самом деле, не “создает”, а разрушает гармонию рифм и мелодий. Вспоминая про волновую природу звука не обойтись без тех же повторений одинаковых волн, их ритуальность. Так появляется ритм, который вместе с мелодией и рифмами создает музыку. Музыку всего. Всего, что человек может воспринять. Свою музыку представляют как живые так и не живые организмы и предметы.

Та же ритуальность волн создает время.

Мы живем в мире звуков. В мире этими звуками определяемом. Созвучность или шум определяют любое развитие или любую смерть. Все это вопросы энергетические. Именно резонанс или диссонанс энергий и волн способствует или мешает развитию и росту любого организма. Таким образом, человеческий голос, не много не мало, инструмент с помощью которого можно эффективно или неэффективно влиять на это развитие. Создавать или разрушать. В том числе и себя самого. Как тут в очередной раз не вспомнить Гумилева: “В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине…”

Это о том самом “проговаривании”. “Деле десятом, но очень важном в сторителлинге”. Мало того, в фильме приводятся примеры, как именно частота звука создает созвучность, взаимосвязанность предметов и организмов. Людей, живой и не живой природы, окружающей архитектуры, планет и абстрактных понятий. Всего со всем. В этом смысле именно проговаривание содействует налаживанию этой созвучности и взаимосвязанности. Отчего именно голосом при определенных практиках можно “прочищать”, заставлять гармонично звучать, “настраивать, как музыкальный инструмент” чакры человека. Источники всевозможных жизненно необходимых энергий. Отсюда сам сторителлинг становится механизмом возгонки этих энергий. Именно они и управляют всем. С помощью сторителлинга.