Найти тему
Bond Voyage

Какие они? Бритты

Такие разные англичане. Фото из Интернета.
Такие разные англичане. Фото из Интернета.

Интересная страна, эта Британия. К моему удивлению она оказалось очень разной. В этом я убедился, посещая ее многочисленные порты.

Сколько здесь встречается всего, казалось бы абсолютно несовместимого! На старинных узких, мощеных брусчаткой улочках порта Берик-апон-Твид каким-то чудом разъезжаются шикарные «Ягуары» и «Бентли». За стенами исторического особняка, построенного в XV веке, вдруг оказывается вполне современный супермаркет, где толпятся многочисленные туристы, исследующие центр древнего города.

На ратушной площади участники клубов исторической реконструкции в кольчугах со стальными мечами демонстрируют фрагменты вторжения норманнов в Британию. За ними с интересом наблюдает группа солдат из Шотландской пехотной бригады в натовской форме оливкового цвета и национальных шотландских шапочках с пером.

Над замшелыми развалинами средневековой крепости с оглушительным ревом проносятся сверхзвуковые «Торнадо» Королевских ВВС. Их грозный вид с бомбами и ракетами над мирным пейзажем впечатляет своей несопоставимостью так же, как черный силуэт подводной лодки на фоне разноцветных маленьких рыбацких суденышек, снующих на выходе из порта Инвернесс.

И все же наибольшее впечатление остается от живого общения с людьми, населяющими эту страну.

Скажите, кто мог заставить немолодого шотландца в килте, клетчатой национальной мужской юбке, с голыми ногами, под дождем и пронизывающим ветром играть в центре города на старинной волынке? Праздный туристический люд, подняв капюшоны курток, бежал мимо него в теплые гостиничные номера. А шотландец играл сам по себе, не прося платы за музыку, как это привычно делается в городах старой Европы или у нас. Можно сказать, что это – чудак-человек. Но нет, он был потомком горцев и считал, что в выходной день ему обязательно нужно поиграть на волынке. Так делали его отец и дед.

Общения с другими жителями островов было достаточно, чтобы эти эпизоды хранила память.

Приятной оказалась встреча с рыбаком, ловившим на спиннинг возле нашего судна с высокого портового причала в Берике. Он рыбачил часа три, потом собрал снасти и поднялся к нам на борт. Подошел к вахтенному матросу, поздравил его с наступающим Новым годом (дело было в конце декабря) и вручил осьминога хороших габаритов: щупальца морского моллюска свисали к земле на полметра. При этом рыбак пожелал экипажу не грустить о далеком доме в праздник. Блюдо из осьминога получилось отличным. На столе соседствовало с новгородскими маринованными грибочками. Теперь часто вспоминается тот добродушный англичанин.

Бывают, конечно, и чопорные британцы. С одним из них мне не посчастливилось встретиться в одном из портов южной Англии. Он владел частным причалом, у которого мы стояли несколько дней. К этому причалу его соотечественник пригнал из соседнего города свою машину на продажу.

Машина оказалась именно той, что нужно, и по состоянию, и по цене. Как говорится, надо брать. Осталось лишь договориться с хозяином причала. Мы нашли его в ближайшей портовой таверне играющим в бильярд. Бизнесмен выглядел человеком лет около сорока, рослым, плотного телосложения с полным лицом и ранней лысиной. Мы познакомились и начали беседу издалека, то есть с прогноза погоды. Но как только англичанин уяснил наш план воспользоваться его причалом, чтобы погрузить на судно купленную машину, тут же заявил, что он запрещает такие операции.

- Вы не можете сделать этого!, – рефреном звучал ответ на все наши доводы.

– Мы же все сделаем сами!

– Yоu can not do it!

Для русских слово «нельзя» является не запретом, а досадным препятствием, которое хочется обойти.

– Мы вам заплатим!

– You can not do it!

Собеседник наш стоял, расставив ноги и опираясь на бильярдный кий, который держал вертикально перед собой. Лицо его выражало непреклонность.

– Мы даже не будем далеко заезжать на причал, наймем плавкран и погрузим машину на судно!

– You can not do it!

Похоже, наша удачная сделка срывается из-за непроходимости этого британца, а жаль…

– Ах, ты ж вредный капиталист! Ну, гуд бай тогда!

– You can not do it! Good bye!

Так и расстались: судно пошло в Россию, а непроданная машина осталась у хозяина. Все-таки есть на свете бог: в Германии мне удалось купить машину в более лучшем состоянии за меньшую сумму.

Поделился "коллега по цеху" Илья Дроканов. Редактировал Bond Voyage.

Ставьте лайки. Комментируйте. Подписывайтесь на канал.