26 мая 1942 года отряд ближнего прикрытия PQ-16, состоявший из четырех крейсеров и трех эсминцев, в районе юго-западнее острова Медвежий оставил конвой.
Это ослабило его противовоздушную оборону. И теперь основная работа по защите конвоя легла на "корабль ПВО" «Эйлинбанк» ( занятное "сооружение", матросы которого, больше боялись своего боезапаса) и на эсминец «Мартин», на котором были установлены новые 120-мм зенитные орудия с большим углом возвышения, да, сложно принятые для Северной Атлантики.
27 мая конвой PQ-16, вынужден обойти тяжелые паковые льды, в 03.20 ( а тут светло) повернул сначала на юг, потом на юг-восток и следовал таким курсом два часа.
А видимость значительно улучшилась, что облегчало немецким самолетам поиск и заход для атаки. Растянувшийся на несколько километров караван был виден как на ладони. Морис Ирвин вспоминал:
«Это не преувеличение, такие "караваны" в Северной Атлантике, без "поводырей " и на сотни миль растянутся, скорость минимальная в 4-6 узлов, она заставляла их не бросить, но и позволяла им починить машину и не отбиться при "подходах", когда поднимали другие флаги....Мы приближались к Нордкапу и готовились к атакам, и вскоре это произошло… В 10.00 на командоре подняли три флага. Мы увидели целую эскадрилью самолетов. Началось шоу, и никто не нуждался в командах. Все вели беспрерывный огонь по „Хейнкелям“. Через час прилетели бомбардировщики и с высоты стали сбрасывать бомбы с пикирования» ( последнее заявление весьма интересно).
Утренняя атака не принесла Люфтваффе успеха. После этого около двух часов конвой шел "в мире и спокойствии". Но напряжение не спадало, никто не строил иллюзий, что немцы на этом успокоятся. И действительно, около 14.00 в небе снова послышался рев моторов. С материка шли семь Не-111Н из I./KG26 и одиннадцать Ju-88А из KG30. На сей раз в небе появилась облачность, скрывавшая самолеты. В то время как «Хейнкели» атаковали над самой водой, «Юнкерсы» внезапно вываливались из облаков и пикировали на маневрирующие транспорты.
Американский моряк Джон Дайер позже рассказывал:
«В 14.10 несколько бомб попадают в два наших судна. Боеприпасы на них начинают взрываться. Команды спасаются на шлюпках и вплавь…
Страшный взрыв, и загоревшееся судно, расколовшись надвое, взлетает высоко в воздух. Четыре бомбы падают вблизи нашей носовой части за правым бортом. Судно содрогается от разведенной взрывами огромной волны…
Еще одно попадание, и из соседнего судна валит густой дым. Мы ясно видим, как команда спешит покинуть обреченное судно. Бомбардировщик пикирует. Снова ослепительная вспышка, и судно буквально разлетается на кусочки и исчезает на глазах».
Сначала два прямых попадания получил и быстро затонул американский транспорт «Аламар» тоннажем 5689 брт. Затем через пять минут еще одна фугасная бомба поразила очередное американское судно – «Мормаксул» тоннажем 5481 брт. Оно получило тяжелейшие повреждения и через пятнадцать минут отправилось на дно вслед за своим систершипом.
Три «Юнкерса» с разных курсовых углов спикировали на «Эмпайр Лоуренс». Уклониться при этом от попаданий было невозможно, и одна бомба, пробив палубу, взорвалась в трюме. Остальные упали в непосредственной близости от бортов транспорта.
Одна фугасная на 250 кг легла рядом с польским эсминцем «Гарланд» (Английский эсминец “Garland” типа G передан польским ВМС). При этом сдетонировали- еще три бомбы, летевшие в тот момент в воздухе рядом с кораблем !!! Событие редкое, зафиксированное и предоставленное фото командованию флота, но не сохранилось, кроме жертв, увы. Почему это событие известно, а в результате корабль- был буквально засыпан дождем раскаленных осколков. Из 145 членов его экипажа 22 человека погибли и 46 получили ранения. Вышли из строя оба носовых орудия главного калибра. Возможно, чьи то молитвы были услышаны- корабль уцелел, ну а кто-то... нет.
А теперь о нашем :
Советский пароход «Старый большевик» тоннажем 3974 брт во время этого налета получил прямое попадание в носовую часть. Но, но его борту находились бочки с авиационным бензином, динамит (80 %- основной загрузки) и снаряды, а на крышках палубных люков трюмов были закреплены самолеты. Рулевой судна Иван Бондарь вспоминал:
«Низко, над самой палубой нашего теплохода, пронесся черный самолет, и тотчас на бак с воем упала бомба. От взрыва сильно вздрогнула рулевая рубка, вылетели иллюминаторы и двери. Я, оглушенный, отлетел в сторону, но, очнувшись, поднялся и встал за руль».
Аналогичными впечатлениями делился и начальник радиостанции В. Митронов:
«Взрывной волной меня выбросило из радиорубки через распахнутую дверь. Всю аппаратуру сорвало, и она висела на монтаже… Полубак, где стояли две малокалиберные пушки, был окутан дымом».
В результате взрыва бомбы под полубаком возник пожар, вышла из строя судовая машина и отказало рулевое управление. Огонь распространился к трюму 1, как раз где находилась взрывчатка, но а вот задраенные верхние и переборки и героические усилия экипажа этому воспрепятствовали. К горящему и потерявшему ход «Старому большевику» подошел британский эскортный эсминец, с которого передали, что готовы принять команду.
Однако, капитан И. И. Афанасьев отказался, ".... и стоп" - это стало жуткой и стандартной процедурой в конвоях, дальше следует уничтожение транспорта, выбор за капитаном. Через восемь часов героическими усилиями команды пожар был ликвидирован, а рулевое управление исправлено. «Старый большевик» лег на прежний курс и к 20.00 догнал конвой !!! Позднее капитан Афанасьев, первый помощник К. М. Петровский и рулевой Б. И. Аказенок были удостоены звания ГСС, а сам пароход был награжден орденом Ленина. Все понимали, что бросать корабль с тонными груза нельзя, а все домыслы, когда у Петровского брали интервью английская пресса, "боится ли он НКВД"-немного надуманы, так поступил был каждый капитан.
А растянувшийся конвой PQ-16 продолжал свой путь на восток- восток-юг по ледяным водам Арктики. Команды транспортов были сильно измотаны, у многих орудий вследствие беспорядочной стрельбы заканчивался боезапас. Но немцы дали им передышку только в три часа. В 17.30 конвой бомбили восемь Ju-88, но попаданий на сей раз отмечено не было.
Следующая, уже комбинированная атака торпедоносцев и бомбардировщиков началась в 22.00 (не забываем, тут светло). «Эмпайр Лоуренс», поврежденный еще в ходе первого налета, получил еще четыре прямых попадания, в том числе в машинное отделение, трюмы 4 и 5. транспорт затонул.
Прямым попаданием было поражено еще одно британское судно – «Эмпайр Парсель» тоннажем 7049 брт. Бомба попала в трюм 2, в результате чего там возник пожар. Опасаясь взрыва, моряки, стали эвакуироваться. И вовремя! Морис Ирвин вспоминал:
«Мы видели, как его команда садилась в шлюпки, почти убегая от назойливых пропеллеров… Вспышки пламени, и звук взрыва потряс все вокруг. Густой столб взрыва взвился в небо. А когда прояснилось, там ничего уже не было, исключая плавающие обломки. В тот адский день смерть была на нашем пороге и даже постучалась в мою дверь».
Еще одна бомба угодила в транспорт «Оушен Войс» тоннажем 7174 брт, на котором шел коммодор конвоя. Английским морякам удалось быстро потушить возникший пожар.
Советский офицер Ф. В. Константинов, прикомандированный для связи к коммодору конвоя, затем вспоминал:
«В тот день сброшенная немецким самолетом 250-килограммовая бомба попала в командорский транспорт… Бомба, проломив люк 2-го грузового трюма, взорвалась, образовав пробоину в правом борту размером более 40 кв. м. На „Оушен Войс“ была сыграна шлюпочная тревога. Но ни одну шлюпку спустить не успели: поступило распоряжение продолжать борьбу за живучесть корабля. Она оказалась успешной. Вскоре судно, дав большую скорость, чем имел конвой, постепенно приближалось к своему месту в походном ордере».
При близких разрывах бомб, десятки метров, очень сильно поврежден американский транспорт «Сити оф Джульет» тоннажем 6167 брт. В его трюмы через разошедшиеся швы обшивки начала поступать вода. Команда, как могла, боролась за живучесть судна, но в конце концов рано утром 28 мая юго-восточнее острова Медвежий оно все же пошло ко дну. Экипаж спасен.
Тем временем успеха добились и «Хейнкели» из I./KG26, всадившие практически в упор две торпеды !!! в британский транспорт «Лоутер Кастл» тоннажем 5171 брт.
Судно быстро затонуло, а уцелевшие члены его выжившие члены команды были подняты на борт подошедшего корвета «Ханисакл».
Радист советского транспорта «Аркос» В. Двинин потом рассказывал:
«Мы видели, как перед атакующими самолетами быстро возникало большое количество разрывов от наших снарядов. Мы видели, как трассирующие пули „эрликона“ били точно по моторам „Юнкерса“. Самолет задымил, сбросил бомбы у нас под кормой и, повалившись на крыло, снижаясь, ушел в сторону. Особенно неприятны были атаки торпедоносцев. Для отражения этих самолетов все суда стреляли низко, так как торпедоносцы, выходя на боевой курс, прижимались к воде, и пули летели через соседние суда. Находиться на палубе в этот момент было очень опасно».
А теперь американец Джон Дайер:
«Немецкие самолеты на бреющем полете проносились над нашими судами, так поливая пулеметным огнем, что весь сложенный на палубе груз был изрешечен пулеметными очередями. На мили вокруг в ледяной, покрытой слоем нефти воде, в шлюпках, на плотах, просто вплавь моряки борются за свою жизнь. Никогда не забуду эту жуткую картину. Уцелевшие суда прилагают усилия, чтобы спасти утопающих».
Всего в течение 27 мая конвой PQ-16 потерял в результате воздушных атак пять транспортов общим тоннажем 30 847 брт, еще четыре транспорта, один из которых затонул на следующее утро, и один эсминец получили повреждения.
Немцы: Этот успех стоил 5-му воздушному флоту трех самолетов:
– Ju-88A-4 W.Nr.142061 «4D+DH» из 1-й эскадрильи KG30 был подбит зенитным огнем с британских кораблей и упал в воду поблизости от конвоя. Все четыре члена экипажах погибли.
– Ju-88A-4 W.Nr.142073, Пилот дотянул до Банака, при посадке погибли трое из экипажа. Самолет разбит.
– Ju-88A-4 W.Nr.881226 «4D+ER» из 7-й эскадрильи KG30 сел на воду где-то поблизости от конвоя PQ-16. Немецкие данные говорят о тех. проблемах в двигателях. Скорее, это последнее, что передали с этого борта.
28 мая на помощь конвою PQ-16 снова пришла погода: низкая облачность и туман.
В тот же день к нему в 13.30 подошли и три советских эсминца: «Грозный» К-3 Н. В. Королева, «Сокрушительный» капитана третьего ранга М. А. Курилеха и «Валериан Куйбышев» капитан-лейтенанта А. И. Андреева, вышедшие из Кольского залива .Чтоб там не говорили потом, но их ПВО артиллерия значительно усилила противовоздушную оборону каравана. В течение дня и вечера над судами несколько раз появлялись Ju-88, в целях разведки или из-за плохой видимости не смогли добиться никаких успехов.
Утром 29 мая караван был обнаружен вылетевшими ему навстречу дальними истребителями Пе-3 из 95-го ИАП. С этого момента двухмоторные «пешки» пытались прикрывать его, барражируя над ним группами по четыре машины !
Бомбардировщики KG30 мелкими группами предпринимали атаки конвоя: в 04.30, в середине дня и вечером в 18.25. Всякий раз корабли эскорта открывали шквальный заградительный огонь.
При этом три советских эсминца вели огонь из орудий. При стрельбе по низколетящим самолетам залп из четырех орудий накрывал осколками пространство протяженностью шесть – восемь кабельтовых по горизонту. Как сообщалось в советской прессе, советские моряки сбили аж пять «Юнкерсов». По два самолета были на счету «Грозного» и «Сокрушительного», и один – на счету «Валериана Куйбышева».
Фактически же в тот день во время атак конвоя немцы потеряли:
Ju-88A-4 W.Nr.882100 «4D+EM» из 4-й эскадрильи KG30. Он упал в Баренцево море, и его экипаж – пилот обер-фельдфебель Генрих Бробеккер (Heinrich Brobecker), штурман ефрейтор Йозеф Барт (Josef Barth), унтер-офицер Мартин Венус (Martin Venus) и бортстрелок унтер-офицер Эрих Клемм (Erich Klemm) – пропал без вести.
Не-111Н‑6 из I./KG26, а его бортстрелок фельдфебель Йозеф Пеш (Josef Pesch) получил ранение. Дотянул до аэродрома Бардуфос, где совершил посадку «на живот».
Поздно вечером того же дня, когда до Кольского залива уже было недалеко, конвой PQ-16 разделился. Первоначально предполагалось, что он пойдет в Архангельск, поскольку Мурманск подвергался регулярным ударам немецкой авиации. Однако льды в горле Белого моря еще не позволяли полностью протралить фарватеры, и потому англичане все же решили повернуть в Мурманск большую часть транспортов, двадцать единиц. В Архангельск продолжали следовать только шесть судов в сопровождения корабль ПВО «Эйлинбанк», эсминец «Мартин» и два тральщика, чуть позже советский сторожевик СКР-74.
В течение 30 мая конвой снова неоднократно подвергался авиаударам. Джон Дайер, второй помощник на одном из американских транспортов, вспоминал:
«В полдень возвращаюсь на мостик. Советские самолеты все еще кружатся над нами, но мне показалось, что рокот моторов усилился. Из-за облаков выныривают пятнадцать пикирующих бомбардировщиков. Идут клином… !!!!!
Три самолета атакуют нас с кормы по правому борту. Вижу, как падают бомбы, даже могу предугадать, куда упадут бомбы. Целая серия их взрывается справа от кормы, попаданий нет, но нас обдают ледяные фонтаны. Судно дрожит, дает сильный крен».
Пара Пе-3 лейтенантов Пузанова и Стрельцова ( почему - пара уже база) попыталась перехватить выходившие из пике «Юнкерсы». Они обстреляли их из пулеметов и выпустили вдогонку шесть неуправляемых ракетных снарядов.!! да да !!! их зачем то носили в 1942 сентябре на дальних истребителях). Впоследствии летчики заявили об одном сбитом бомбардировщике.
На подходе к Кольскому заливу в прикрытие конвоя включились одномоторные истребители ВВС Северного флота. В общей сложности самолеты 2-го Гв. САП, 78-го и 95-го ИАП совершили тогда 149 самолетовылетов.
По итогам боев флотские летчики записали на свой счет шесть сбитых бомбардировщиков, в том числе командир 2-го Гв. САП гвардии подполковник Сафонов сообщил по радио о том, что сбил три «Юнкерса». Для аса этот бой стал последним. Его «Киттихаук» рухнул недалеко от эсминца «Валериан Куйбышев» и мгновенно скрылся под водой. Был ли он сбит немцами или дружественным зенитным огнем или же причиной падения стал перегрев и отказ двигателя, так и осталось неизвестным. Смысл ? если ассом его считают немцы, да, битые и их внуки.
В действительности же 5-й воздушный флот Люфтваффе за весь день 30 мая в ходе атак конвоя PQ-16 потерял лишь один бомбардировщик – Ju-88A-4 W.Nr.1760 «4D+CM» из 4-й эскадрильи KG30. Он стал жертвой истребителей из 2-го Гв. САП, и, возможно, того же Сафонова. Самолет упал в Баренцево море, и с тех пор все четыре члена его экипажа – пилот обер-лейтенант Зигфрид Шарфф (Siegfried Scharff), штурман фельдфебель Герберт Вендт (Herbert Wendt), бортрадист ефрейтор Георг Тишлер (Georg Tischler) и бортстрелок фенрих Альфред Эромин (Alfred Eromin) – числятся пропавшими без вести.
Однако и пилотам «Юнкерсов» больше не удалось добиться успехов. В 21.30 30 мая транспорты конвоя PQ-16 прибыли на рейд Мурманска. Впрочем, и это отнюдь не гарантировало им безопасности…
*****
В общей сложности Люфтваффе с 25 по 30 мая выполнило против каравана 407 самолетовылетов. Из них 228 пришлись на Ju-88, 86 – на различные самолеты-разведчики, 51 – на торпедоносцы Не‑111, 33 – на штурмовики Ju-87 и девять – на торпедоносцы Не‑115.
Из Героического- один советский пароход «Аркос» уклонился от пяти торпед и пережил атаки одиннадцати бомбардировщиков. А пароход «Революционер» выдержал 48 групповых и одиночных налетов. ( как трактовать !-всё это правда !-в рамках КОНВОЯ)
Потеряв шесть «Юнкерсов» и один «Хейнкель» вместе с экипажами, немецкая авиация потопила шесть транспортов из состава PQ-16 общим тоннажем 37 014 брт, и еще один тоннажем 6191 брт был поврежден и затем добит подводной лодкой. Вместе с ними на дно морское ушли 770 автомобилей, 147 танков, 77 самолетов и еще 32 400 тонн различных грузов. Еще три корабля получили повреждения.