Найти тему
Нешкольная история.

О "Великих кочевниках" татаро-монголах.

Многие называют монголов кочевниками, не понимая что это такое.

Они считают, что раз монгол пасёт скот и кочует, то он легко может дойти до Киева и покорить Русь.

Пересекая реки и горы, ориентируясь по всему континенту и грабя города и деревни.

С таким же успехом, посещая в выходные "Тропу здоровья", можно считать себя туристом-разрядником и отправиться пешком на другой край материка. (Обычно пешеходный маршрут не более 20 дней и не протяжённее 300 км).

Теперь обратимся к монгольским скотоводам. И почему "Великие кочевники" в кавычках.

Это монгольская юрта. И телега с деревянными колёсами. И на ней надо проехать тысячи км.
Это монгольская юрта. И телега с деревянными колёсами. И на ней надо проехать тысячи км.

Обычный скотовод-кочевник не засиживается на месте более трёх месяцев. Когда его скот поест траву на стойбище, он должен перейти на новое место. Логично? Да.

Но это не всё. Со стороны может показаться, что здесь нет ни схемы, ни плана.

Профессор Позднеев, изучая бурят-монгольских кочевников "вживую", писал - Монгол переселяется с известной ему летовки на знакомую зимовку. Большую часть жизни он проводит на одних и тех-же местах.
Он - кочевник, меняющий своё место жительство. Но не скиталец, не знающий, куда он идёт, долго ли идти и долго ли он будет стоять на стоянке.
Монголу известен район его кочёвок, он с раннего детства изучал его. Каждую горку, каждую речку. Он привык так жить и не хочет с этим расставаться.

Согнать кочевника с его "обычных переходов" могли только неординарные события.

К примеру, в 17 веке, когда начались стычки с русских с монголами и китайцами, было принято решение об установлении границ.

По этому поводу в Сибирь приезжал Ф.А.Головин.

Так вот, границы были установлены искусственным образом "по карте", так сказать. И у многих скотоводов летние стойбища оказались в одном государстве, а зимние в другом.

После русско-китайского трактата 1727 года многим скотоводам приходилось принимать гражданство, чтобы не потерять богатые стойбища.

А Вы говорите, кочевники)). Они со стойбищ уходить не хотят, о каких завоеваниях может идти речь?

И немного о монгольских лошадках, которые сами корм из под снега добывают. Это возможно, когда лошадь на выпасе весь день.

-3

В военном походе это не возможно. Да и в мирной жизни это проблематично.

Вот что пишет об этом Георги, писатель 18 века, изучавший быт бурят-монголов - "для скота своего буряты ничего корму не запасают. К исходу зимы скот становится так тощ, что ноги едва волочит."

Это он о лошадях, на которых монголы до Калки доехали. Якобы.

И последнее. Мой любимый исторический материализм, в котором "Бытие определяет сознание". Сначала развиваются земледелие, ремесленничество, строятся города и государства. А затем уж начинаются имперские войны.

Может ли скотовод, поколениями просидевший "в одних стенах", ехать грабить Русь? Как видим, нет. Даже если он кочевник.

Смело ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Здесь только интересные истории!

Татаро-монгольское иго на примере одного единственного азиата.