Я не согласна с системой образования, - сказала мне сегодня учитель, и я чуть не упала ей на грудь в слезах.
Систему давно пора менять. Фокус сделан не на том. Детям интересны другие вещи. Смотрите, смотрите, Наталья. Вот, что им интересно, - мы стоим у клетки с жирафами в зоопарке. Одна из девочек (дети разделены по 6 человек. Я и учитель сопровождаем нашу группу) стоит у какой-то старой закрытой на замок двери и крутит деревянную дверную ручку в разные стороны.
"Это, именно ЭТО", - замечает учитель. Она не торопит, что надо уходить. Она не просит не трогать грязное, она не переводит ее взгляд на жирафов. Она видит, что ребенку интересно, как крутится эта старая, непривычная ее взгляду дверная ручка, и учитель восторгается ее любознательностью.
Я впервые провожу с ней пол дня. Раньше она казалось мне строгой, но теперь я вижу совсем другое. Я сваливаюсь на нее с вопросами, на которые она с удовольствием отвечает.
Дети должны заниматься искусством в школе. Главное - развитие креативности. Никакого давление, только стимулируем интерес.
"Вот, вот про это я говорю", - она показывает на другую девочку. Та смотрит на солнце сквозь полупрозрачную резиновую ленту, которые висят в качестве заграждения между залами с бабочками. Я замечаю девочку. Она не смотрит на бабочек. Она смотрит, как свет преломляется. Без ленты ярко, с лентой темно. Учительница улыбается, видя это. Обнимает девочку, Миру берёт за руку, отвечая на ее сотый вопрос, и называет schatig (что-то типа "малыш", "милая"). Так она обращается к каждому ребенку.
Я иду рядом с ними и понимаю, что я не существую здесь для Миры. Все ее находки в зоопарке она хочет разделить с учителем. И так каждый из 6ти детей. И она каждому отвечает вопросами, удивлением, диалогом.
Я рассказываю, как пишу книги. Что каждую историю или мультик начинаю с того, чем дети занимаются. И она подкидывает гениальную идею, - не чем, а где. У них часто нет конкретной игры. Они просто находятся в пространстве и двигаются в нем.
Какого цвета обезьяна? - спрашивает учитель. Она черная. Это понятно даже мне. Но для учителя в ее шерсти десятки оттенков и дети называют их все.
Можно мне снова в школу?