Найти в Дзене
КиноПунктрум

Пак Чхан Ук: Элегантность и варварство корейского кино

Пак Чхан Ук — один из самых знаменитых режиссеров Южной Кореи. Его работы, наполненные жестокостью и провокационными сценами, исследуют темные глубины человеческой природы — и неожиданную нежность. Насилие в его фильмах кажется настолько реальным и эмоционально заряженным, что его сложно назвать эксплуататорским. При этом техническое мастерство Пака, особенно в сценах вроде знаменитой коридорной драки в «Олдбое», повлияло на такие боевики, как «Рейд» и «Джон Уик», а также на сериалы вроде «Сорвиголовы». Это сочетание эстетики и варварства проистекает из личного опыта режиссера: Пак открыто говорит о своей борьбе с болью, гневом и чувством вины. Возможно, поэтому его фильмы так тревожат зрителей. Пак Чхан Ук громко заявил о себе уже с третьего полнометражного фильма — детективного триллера «Объединенная зона безопасности» (2000), посвященного убийству в демилитаризованной зоне между Кореями. Картина стала рекордсменом корейского проката. Затем последовала «Трилогия мести»: Эти фильмы пр
Оглавление
'Олдбой'
'Олдбой'

Пак Чхан Ук — один из самых знаменитых режиссеров Южной Кореи. Его работы, наполненные жестокостью и провокационными сценами, исследуют темные глубины человеческой природы — и неожиданную нежность. Насилие в его фильмах кажется настолько реальным и эмоционально заряженным, что его сложно назвать эксплуататорским. При этом техническое мастерство Пака, особенно в сценах вроде знаменитой коридорной драки в «Олдбое», повлияло на такие боевики, как «Рейд» и «Джон Уик», а также на сериалы вроде «Сорвиголовы».

Это сочетание эстетики и варварства проистекает из личного опыта режиссера: Пак открыто говорит о своей борьбе с болью, гневом и чувством вины. Возможно, поэтому его фильмы так тревожат зрителей.

Триумфы и трилогии

Пак Чхан Ук громко заявил о себе уже с третьего полнометражного фильма — детективного триллера «Объединенная зона безопасности» (2000), посвященного убийству в демилитаризованной зоне между Кореями. Картина стала рекордсменом корейского проката.

Затем последовала «Трилогия мести»:

  • «Сочувствие господину Месть» (2002)
  • «Олдбой» (2003)
  • «Сочувствие госпоже Месть» (2005)

Эти фильмы принесли ему культовый статус, в том числе среди американских кинематографистов — например, Квентина Тарантино.

А эротический триллер «Служанка» (2016), вольная адаптация британского романа (действие перенесено в Корею времен японской оккупации), несмотря на провокационность, снова стал хитом. Следующая работа Пака — детектив «Решение уйти» (2022) — получила признание на Каннском фестивале.

Месть как искусство

'Олдбой
'Олдбой

Фильмы Пака заставляют зрителей задуматься о мотивах насилия, предательства и аморальных поступков. Его герои, движимые местью, вызывают одновременно ужас и сочувствие.

В интервью That Shelf (2013) режиссер объяснял:

«Меня завораживает, что внутри меня живут желание мести, ревность и другие темные эмоции. Возможно, поэтому я снимаю фильмы об этом. Даже уродливые сюжеты нужно показывать красиво — только так можно серьезно говорить о сложностях человеческой природы».

Эта откровенность помогает зрителю увидеть в «уродстве» универсальные черты. Однако в его работах есть и специфически корейский контекст, объясняющий их популярность на родине.

Политическая травма поколения

Олдбой
Олдбой

Пак вырос в эпоху военных диктатур в Южной Корее. Как он рассказал The New York Times (2006), его до сих пор мучает вина за то, что он не участвовал в студенческих протестах против режима Чон Ду Хвана, где демонстрантов избивали и пытали.

«Страх перед насилием оставил глубокий след. Наше поколение разделилось: одни гордятся борьбой, но чувствуют себя обделенными; другие, как я, стыдятся своего бездействия. Худшее наследие диктатуры — раскол в обществе».

Именно эта коллективная травма, вероятно, питает ярость его персонажей. Но если диктатура разделила корейцев, то фильмы Пака — напротив, помогают ее преодолеть.

👉 Обсудим в комментариях! И не забудьте поставить ❤️, если любите смелое кино — ваш лайк поможет другим открыть для себя этого режиссера.