Решил написать пост о лени производить в уме простые вычислительные операции.
Всё началось пару месяцев назад когда занимался по решению ЕГЭ с сыном приятеля. В тот момент обратил внимание, что при первом удобном случае он хватается за калькулятор. Поинтересовался, а что два двузначных числа сложить большая сложность. Он ответил, что ошибаться нельзя и нужно учиться решать сразу правильно. Я с ним согласился, что нужно учиться решать правильно сразу, но отметил, что на ЕГЭ нужно будет вычислять всё самому, а это нужно уже отрабатывать сразу. И предложил ему делать вычисления в уме или на листке, а затем обязательно проверить себя на калькуляторе.
Не сказать, что он принял это с энтузиазмом, но согласился и при мне уже пытался решать самостоятельно. Кстати со стороны видно было, что он только при мне это и делает. Когда мы с ним разбирали простые и средней сложности примеры, то со скрипом у него получалось это делать. Когда переходили к сложным, то очевидна была проблема поиска алгоритма решения. Причин несколько, но я выделю слабую подготовительную базу, память на варианты решения(это следствие слабой базы) и умение быстро в уме производить простые вычислительные операции.
Как это заметил, да достаточно просто. Перед началом занятий в виде разминки я давал ему несколько простых упражнений, сперва на сложение чисел, затем сложение двузначных чисел. Далее переходил к умножению и делению. В этот момент была очевидна проблема. Но проблема основная не в умении вычислять. а в апатии к математике. Я не могу физически заставить его решать простые примеры, если он этого не хочет. Искал разные методы по мотивации ученика, иногда это удавалось.
Но на самом деле этот пост немного о другом. Среди нас много людей, кто не любит считать в уме. Мотивация простая, а зачем, если есть калькулятор. То же самое можно сказать и про движение, а зачем ходить пешком, если есть автомобили, гироскутеры, электросамокаты. Стоишь, сидишь только рулишь и всё. Но думаю, все знают со школы, а люди старше 30 и на собственном опыте, что отсутствие регулярного самостоятельного движения плохо сказывается на состоянии здоровья. Аналогично и в умственной деятельности. Если нет регулярного умственного разнообразного напряжения, то начинается деградация. Она сперва незаметна, но потом неожиданно даёт о себе знать.
Понимаю, что очень издалека подошёл к проблеме, но теперь подхожу к главному. Пару дней назад наткнулся на математический тест, который решил прорешать, Там было порядка 10 заданий, но были они вперемешку разной сложности и непонятно к какому разделу относящиеся. Я на удивление для себя решил всё правильно(считал немного быстро и естественно в уме), но решил что тест составлен безсистемно и не логично. Но раз не нравится чужой продукт, сделай свой, сказал я себе и составил свой тест, который тут же опубликовал, можете его пройти здесь после прочтения статьи. ссылку оставлю ещё в конце:
Когда составил тест и его сам прорешал, понял что мозги немного черствеют, но гибкость ещё есть. Но самое удивительное - это результаты теста, по которым можно сделать анализ. Но момент написания статьи тест прошли больше ста человек, а это уже хоть какой-то статистический базис для оценки ситуации.
Теперь вот делюсь своими наблюдениями.
Максимальное число баллов - это 53, больше или равно 50 набрали примерно 10%. В основном у них ошибки на 1 -2 балла. это скорее опечатки, так как действительно, задания которые заставляют задуматься стоят 3 и выше баллов.
В среднем большинство простых задач на базовые арифметические операции выполнили почти все. Но вот там где начинались задачи сложнее, люди либо ошибались, либо просто даже не пытались решать.
Полно результатов, когда есть ответы примерно на 40-60% заданий, а дальше, видимо, читатель просто бросал решать.
Это одна из серьезных проблем - браться за сложные задачи. На самом деле они сложные в сию минуту, но сам факт, что ради этого "лень" напрягаться. Полно ответов с баллами от 35 до 50, где люди ошибались уже в последних задачах. А там была сложность не в больших числах. а в умении просто немного подсчитать в уме.
Тест был анонимный, поэтому я не знаю кто и как именно решал, но это и не важно мне, важна статистика. А она в итогеполучилась такая:
1. Примерно 10% достаточно легко справились с задачей и больше ошибались случайно - задания на 1-2 балла.
2. Около 50% имеют средние показатели и ловили ошибки в конце.
3. Примерно 15% даже не стали решать последние задания.
4. Оставшиеся проценты распределены в виде общих шумов и тех кто бросил после двух примеров.
Что же я увидел из этих цифр. Что люди не хотят думать в большинстве своём, просто лень и все. Решают только понятную и простую задачу.
Там где задание есть текстовое или операции с большими числами. большая часть людей решила неправильно, либо вообще не бралась.
Это на самом деле огромная проблема. если вы хотите идти в инженерное или IT направления, то работа там потребует огромных затрат по вниманию и времени. Действия в уме станет нормой. А вы тут на "легкотне" спотыкаетесь.
Я ни в коем случае, никого не осуждаю, это наш выбор и наши последствия. Но если вы хотите развиваться в направлении программирования и электроники, то регулярные тренировки на умножение, деление, решение в уме задач в 2-3 действия - это тот минимум с которого стоит начать. Дальше, когда вы вольётесь в процесс, мозги начнут включаться по-другому и необходимость в таких тренировках снизится.
Итак, подведу небольшой итог к статье. Очень сложно браться за неординарные умственные задачи, если вы не готовы решать простые задачи. Любая сложная задача состоит из нескольких простых. И это нужно тоже уметь увидеть. мозг сам всё увидит, если этому способствовать.. Регулярные простые тренировки дают очень хороший и быстрый эффект в гибкости мышления. Со своей стороны планирую публиковать такие тесты, если будет интерес.
У меня всё, благодарю за внимание.
Ещё раз ссылка на тест: