В начале марта 2022 года Юрий Борисов, занимающий пост вице-премьера российского правительства, курирующего ОПК, отметил, что «масштаб и глубину введенных против России санкций, было трудно предсказать. На данный момент наиболее пострадавшей от санкций выглядит гражданская авиация.
На 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 1,29 тысячи различных самолетов, из которых на самолеты иностранного образца приходилось 824 машины или 64 процента всего парка.
И если среди региональных самолетов, натягивая сову на глобус, можно признать российской машиной Sukhoi Superjet 100, то среди среднемагистральных узкофюзеляжных машин все просто жутко. Весь парк здесь был представлен в основном двумя моделями: Boeing 737 и Airbus 320/321 и их модификациями.
И Airbus, и Boeing присоединились к санкциям против России. Автоматически прекратилось оказание услуг по техобслуживанию российских бортов, а значит в Россию не поставляются и запасные части к самолетам. В перспективе это может вести к каннибализации парка для поддержания в летном состоянии какого-то количества самолетов. Проблемы возникают и со страхованием бортов, а также лизингом. Большинство российских самолетов находилось в лизинге у западных компаний.
Так Китай уже закрыл свое небо для всех российских Airbus и Boeing, следуя наложенным на Россию санкциям. Пекин закрыл небо для самолетов, которые были зарегистрированы в двух юрисдикциях. Напомним, что в марте 2022 года отечественные авиаперевозчики получили разрешение на регистрацию прав на самолеты, находящиеся в лизинге.
При этом Китай запросил у российской стороны информацию о том, что данные самолеты были сняты с регистрации за рубежом, предоставить такие документы авиакомпании не смогли. Дальше включилось международное авиазаконодательство, которое Китай соблюдает. Помимо Airbus и Boeing к санкциям против России присоединился и третий крупнейший в мире авиапроизводитель – бразильская компания Embraer.
Проблемы с Sukhoi Superjet 100
В настоящее время в отечественных авиакомпаниях практически отсутствуют российские самолеты. В отдаленном будущем они могут опираться лишь на очень небольшое количество ещё советских машин: Як-42, Ан-24, Ан-26. С поддержанием летного состояния которых проблемы возникают в первую очередь из-за их возраста.
С ближнемагистральными самолетами, казалось бы все лучше, на 2022 год эксплуатировалось более 160 самолетов Sukhoi Superjet 100, подавляющее большинство российскими авиакомпаниями. Проблема заключается в том, что доля импортных комплектующих и оборудования в проекте составляла 70-80 процентов. Импортозамещенную версию с российскими двигателями ПД-8 планировалось запустить в производство только в 2024 году.
Именно двигатель основная проблема Sukhoi Superjet 100. С ним постоянно возникают проблемы, что вынуждает самолеты длительное время простаивать на земле, в том числе на техобслуживании. На самолете установлен двигатель PowerJet SaM146, совместная разработка французской Snecma и российского НПО «Сатурн». Поставки данных двигателей и запчастей к ним в настоящее время прекращены.
О проблемах с обслуживанием данных турбовентиляторных двигателей журналистам РБК сообщали менеджеры трех российских авиакомпаний, эксплуатирующих Superjet. Один из них признался, что если техническая поддержка двигателей не будет налажена, компания прекратить полеты на данной модели уже осенью 2022 года.
МС-21 никак не пойдет в серию
Если среди ближнемагистральных самолетов есть хотя бы Sukhoi Superjet 100, то среди среднемагистральных узкофюзеляжников нет ничего кроме единиц Ту-204 и Ту-214, выпуск которых в авральном режиме планируют снова запустить в России. Данные самолеты уже давно не закупались гражданскими авиаперевозчиками, да и вряд ли их можно будет выпускать в товарных количествах.
Заменой иностранным Boeing 737 и Airbus 320 должен был стать МС-21, но выпуск самолета регулярно переносился и до введения жестких санкций в 2022 году. При разработке данной машины конструкторы изначально старались отойти от большого количества иностранных комплектующих, но их всё равно было достаточно.
К примеру, предыдущие санкции с отказом США предоставлять России композитные материалы для крыла самолета отодвинули сроки реализации проекта на два года, пока в России разрабатывали аналоги. Теперь основной проблемой становятся двигатели. На первые серийные МС-21 должны были ставиться американские двигатели Pratt & Whitney.
Эти двигатели для России теперь недоступны, а получить их в достаточном количестве страна не успела. Теперь серийное производство самолета с российскими двигателями ПД-14 планируется развернуть не ранее 2024 года. При этом даже этот срок многие эксперты из авиационной отрасли считают слишком оптимистичным.
А вы как считаете, на чем будут летать россияне к концу текущего десятилетия? На новых отечественных самолетах, на купленных в Китае лайнерах, или же ситуация с санкционным давлением к тому моменту станет попроще.
#Технологии #гражданская авиация #мс-21 #сухой суперджет 100 #авиастроение