Я начала пользоваться этим методом чуть больше года назад, когда стала вникать в работу крутых редакторов и работать с ними сама.
Чтобы избавиться от страха чистого листа и хорошо написать текст — нужно понять, для чего и для кого он будет. Допустим, пишем про прокладки. Про то, чем их можно заменить, если они ото всюду пропали.
Чтобы не вымучивать текст, автор должен ответить себе на четыре вопроса:
- На кого рассчитана статья.
Пример ответа: Прокладками пользуются не только женщины. Они нужны людям, которым вне зависимости от пола необходимы впитывающие средства гигиены.
2. Какую боль испытывает потенциальный читатель. Болью редакторы называют проблему, которая есть у читателя. С ней он приходит в статью, чтобы узнать что-то новое, что-то, что поможет ему в жизни. Поэтому хороший текст должен помочь справиться с конкретной проблемой - принести пользу. А иначе зачем это все? Бесполезных текстов итак хватает =)
Пример боли читателя по нашей теме: Обошла все ближайшие магазины, не нашла ни одной упаковки прокладок. А цикл должен начаться на днях, да и вообще, если дальше так будет продолжаться, что делать? На 5-6 дней выпадать из жизни?
3. От какого пункта А читатель отталкивается. «Пункт А» — это мысли человека, когда он только собирается открыть наш текст. Обычно читатель кликает на заинтересовавшую статью с уже какой-то сформированной позицией по этой теме. У него уже есть примерное понимание, что будет в тексте.
Пример ответа: Знаю, что есть менструальные чаши, но как ими пользоваться не очень поняла. И мне не нравится, что их надо вводить внутрь, как тампон.
4. В какой пункт Б должен привести текст. «Пункт Б» — точка, куда должен вывести текст. Та самая польза — новые знания и выводы, которые улучшат жизнь или настроение читателя. Или то и другое.
Пример ответа: Да, без привычных прокладок жизнь уже не будет прежней. Но, оказывается, альтернатив больше, чем я думала. Особенно заинтересовали менструальные чаши, надо их попробовать. Не знала, что ими можно пользоваться 10 лет. А шитье хлопковых прокладок — это же вообще бизнес-идея! Хорошо, что в тексте рассказали, как их делать самим.
Прописывание понимания статьи в таком порядке помогает понять, что именно должно быть в тексте, какой должна быть примерная структура.
Даже если коряво напишете Пункт А или Боль читателя — это лучше, чем вообще не понимать, для кого создаете материал.
Чтобы не нафантазировать лишнего, можно представлять, что пишете для кого-то из близких и хотите максимально понятно им все объяснить.
Страх чистого листа исчезает, как только вы соберете статью в своей голове. По этому методу, к четвертому вопросу вы уже будете знать, с чего начать.
Пока я придумывала свои примеры, поняла, что в моей гипотетической статье про прокладки обязательно должна быть информация:
1. Кому нужны прокладки — что это не только женская тема.
2. Про разные альтернативы — хлопковые тканевые прокладки, менструальные чашу, спонж и трусы. Про их плюсы-минусы.
3. Пошаговая инструкция, как сшить хлопковые тканевые прокладки дома, или встроенное видео, где показывают процесс создания.
Следующий этап — сбор фактуры. Но об этом расскажу в отдельной статье.
P.S.
Возможно, я взяла не самую удачную тему для примера. Но, надеюсь, понятно объяснила, как работает схема из 4 вопросов и почему она классная.