Найти тему

"Военная молитва" Марка Твена

В 1905 году Марк Твен написал «гимн» войне, но рассказ-памфлет вышел в свет только в 1923. Это я имею в виду его «Военную молитву», у которой самый скелет состоит из иронии, там воспевается империалистическая война, но только лишь с одной целью – как можно яростнее утвердить её антинародность. «То было время величайшего волнения и подъёма. Вся страна рвалась в бой - шла война, в груди всех и каждого горел священный огонь патриотизма», - так начинается рассказ. Затем горько-иронически улыбаются строчки: «В церквах священники <…> так пылко и красноречиво молили бога войны ниспослать нам помощь в правом деле, что среди слушателей не нашлось бы ни одного, который не был бы растроган до слёз… И те немногие опрометчивые люди, которые отваживались неодобрительно отозваться о войне и усомниться в ее справедливости, тотчас получали столь суровую и гневную отповедь, что ради собственной безопасности почитали за благо убраться с глаз долой и помалкивать». Мы можем только догадываться, сомневался ли сам автор в праведности всей описываемой страсти.

Другой вопрос – ничего себе, какие молитвы идут в ход, и о чём просят люди, а каково это вообще, говорить о войне с самим Богом? И вот среди граждан, внимающих слову священника, его молитве о благословении армии и оружия, находится один такой пожилой мужчина, спокойной, тихой поступью вступающий к алтарю. (Взглянув с порога современности, кажется необычным, что человеку-таки дают высказаться, не штрафуя его по всем статьям). Так вот заканчиваются благословенные просьбы: «Чтобы помог Он им сокрушить врага, даровал им, их оружию и стране вечный почет и славу…». Пожилой незнакомец, изумивший народ своим появлением, предложил разъяснить смысл произнесенной молитвы, чтобы только потом Господь её привёл в исполнение.

«Как и во многих других людских молитвах, вы, сами того не подозревая, просите о неизмеримо большем, чем вам кажется, когда вы молитесь, — если, конечно, вы заранее все не обдумали». Суть этого небольшого рассказа можно найти в одном предложении:

«Если станете просить благословения своим делам и поступкам, будьте осторожны, ибо в эту минуту вы непреднамеренно можете навлечь проклятье на своего соседа».

К этому напутствию великолепного Марка Твена у меня невольно возникает ассоциация с заветом Булгакова, помните: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». Но это уже отдельная тема для разговора.

Марк Твен
Марк Твен

Просто меня зацепило, насколько мы можем ошибаться, считая себя абсолютно правыми, как много ломаем дров, не пытаясь сомневаться, в первую очередь, в себе и своих желаниях. Это естественно, ведь хотим-то мы всегда только добра, тем более, когда дело, особенно опасное дело, касается близких. А вот, как пишет Марк Твен: «Вы слышали, слова: «Даруй нам победу, Господи Боже наш!» Этого достаточно. Моля о победе, вы молили и о многих не упомянутых вами следствиях, которые сопутствуют победе, должны ей сопутствовать, не могут не сопутствовать. И вот до слуха Отца нашего небесного дошла и невысказанная часть молитвы. Он повелел мне облечь ее в слова. Внемлите же!

«…Господи Боже наш, помоги нам разорвать их солдат на кровавые клочья нашими ракушками; помогите нам покрыть их улыбающиеся поля бледными формами умершего патриота; помоги нам заглушить грохот пушек воплями раненых, корчась от боли; помогите нам опустошить их скромные дома ураганным огнем; Помогите нам вырвать сердца их безобидных вдов нескончаемым горем; Помогите нам изгнать их без крова с их маленькими детьми, чтобы они бродили по пустым местам в пустыне, в лохмотьях, голоде и жажде, в пламени солнца летом и ледяных ветрах зимы, разбитых духом, носимых с трудностями, умоляя тебя о прибежище могилы и отрицая это - Ради наших, которые обожают Тебя, Господь, разрушай их надежды, омрачай их жизни, затягивай их горькое паломничество, делай тяжелыми свои шаги, поливай их слезами, окрась белый снег кровью своих раненых ног!

Мы просим об этом в духе любви Того, Кто являетсяИсточником Любви, и Кто является вечно верным убежищем и другом всех, кто страдает, и просим Его помощи со смиренными и сокрушенными сердцами».

Когда мы прочувствуем буквально на языке сущность произнесённого и увидим теневую сторону каждого слова, ставшего плотью на наших губах, сможем ли мы тогда с уверенностью добавить: «Да, пусть будет так, как я прошу»? Случается всякое, а всё-таки спасибо Твену, что проронил зерно сомнения в наш огород. Нельзя говорить об авторе, как о простом пацифисте — «за хорошее, против плохого», нет. В «Военной молитве» осуждается насилие, прежде всего развернувшееся на глазах писателя: война США и Испании из-за Кубы, война Америки и филиппинцев, англо-бурская война, военные действия империалистических держав в Китае…

Марк Твен умер в 1910, а совсем скоро самая развитая часть человечества устроила танцы на собственных костях, Запад замешал кровавую бойню – началась Первая мировая. Затем державы ещё и выступили на бис. «Военную молитву» долго не публиковали, хотя рассказ ужасно правдив. В нём, кстати, атеист Твен обличает, конечно, не конкретное сословие, а заставляет открыть глаза, посмотреть на целое общество. Ведь в конце концов люди объявляют пожилого незнакомца сумасшедшим, «ибо речь его была лишена всякого смысла».