В разных уголках страны вовсю идёт запись в первые классы. Прямо сейчас родители выбирают школы, в которых детям предстоит начать взрослую жизнь. И если будущие первоклассники проживают веселый период – выбор разноцветных ручек, тетрадок и формы, то их родители, наоборот, полны тревог и переживаний. Как объяснить ребёнку, что в школе его ждет не только веселье, но и много новых задач, ответственность, сложности, и помочь ему пережить адаптацию? Как быть уверенным, что ребёнок справится с программой и психологической нагрузкой?
Мы спросили двух мам о том, как они готовят к школе своих детей. И как готовятся сами.
Светлана, мама Ильи
Родители должны детей поддерживать, внимательно следить за их состоянием. Пока я работала интерном после окончания медицинского вуза, я очень уставала. Сыну тогда уже было 6 лет. И если честно, я не без ужаса думала, как готовить его к школе. Это были огромные физические нагрузки. Я приходила вечером домой и просто падала в кровать. Не было сил ни на какие-то упражнения, ни на что. Я считаю, что родителям важно общаться с воспитателями и наблюдать за детьми, помогать им, если сложно.
Совмещать карьеру и воспитание мне помогает моя мама. Без неё я бы не смогла работать, а мы работаем сменами. Пока Илья был маленький, мы с мамой по ночам вставали к нему по очереди, и сейчас она многое взяла на себя, потому что мы с супругом много работаем. Она учит его считать, читает книги по детской психологии и рассказывает мне, что почерпнула, чтобы мы: она, я и мой муж, вместе пробовали что-то, чтобы подготовить ребёнка к первому классу морально.
Главное в жизни – учиться. Я росла с младшими братьями, некому было помочь мне с учебой, поэтому многие образовательные моменты я наверстывала уже во взрослом возрасте. Поэтому у нас в семье есть правило: подготовку и учёбу никто не отменял. Как бы ты ни устала и сколько бы часов ни провела на работе, к школе надо подготовиться. Нельзя зацикливаться только на своей профессии. Нужно обязательно развиваться. Илья тоже это понимает, он хочет стать отличником.
Екатерина, мама Льва
Лев – мой второй ребёнок. Старшая дочка, Рита, пойдёт в этом году уже в 5 класс! Так что, кое-что я уже знаю – как можно делать, а как точно не стоит. Я уверена, например, что ребёнок должен идти в школу ради любимой учительницы, ему должно быть по-настоящему интересно и комфортно. Школа – не просто здание, а лестница для восхождения души человека. Ступени этой лестницы – учителя. Если учитель хороший, то и школа будет хорошей, независимо от внешнего вида и состояния здания. Облик, сердце, нравы и культура учителей и есть будущая школа.
Ещё из опыта я знаю, кто-то обязательно должен делать уроки вместе с детьми – до какого-то момента, пока они не станут сами это делать. Я была главным адептом неделанья вместе – потому что это твоя ответственность, а не моя, потому что у меня куча своих дел, потому что миллион всего. Это все так, но, увы, так ничего не работает, вернее тогда никто не работает и ничего не делает и потом уже не может ничего делать. Да, я знаю, что есть другие дети – они с первого класса все делают сами. Но не всегда можно на это надеяться.
Я почти не готовила к школе дочку – не было времени. Сейчас всё в порядке – она учится хорошо. Но в первое время я сильно переживала – было видно, что переход в школу не был для неё простым. Так что теперь я озадачилась серьёзной подготовкой, в том числе и психологической.
В какой-то момент появилось понимание, что нам нужен репетитор. Мы с мужем приступили к поискам и получили, конечно, много поднятых бровей и непрошенных советов от идеальных матерей. В России такая культура воспитания – по сей день люди живут с убеждением, что репетитор для дошкольника – это странно, «нормальные» дети всё должны делать сами, да и родители на что? Но среди кучи бесполезных комментариев о том, какие мы ужасные родители, был один полезный – девушка посоветовала нам TutGood.
Я посмотрела сайт, удивилась, что есть программа подготовки к школе, но решила попробовать. И записала нас на пробный урок, он, кстати, бесплатный. Предварительно менеджеру обозначила самые главные наши запросы: чтобы было интересно, но не так, как в детском саду. На первое занятие мы попали к молодой девушке. Как чудесно и по-доброму она общалась с сыном! За 40 минут мы немного почитали, поиграли в игры и порешали интересные логические задачки. После урока я спросила сына, понравилось ли ему и хочет ли он продолжать заниматься. Он ответил «Да» и мы оформили подписку.
Занимаемся мы всего 2 раза в неделю. Но нам этого хватает. У сына с репетитором прекрасные отношения. Она его тоже очень хвалит, и я сама вижу, что у него меняется отношение к учебному процессу.
Не бывает в этом вопросе рано и поздно. Когда чувствуете, что пора обратиться за помощь, тогда и обращайтесь, вот и всё.