На расширенном заседании Российского союза ректоров присутствовали и выступали многие: сам Виктор Садовничий, президент РАН Александр Сергеев, замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, первый замминистра просвещения Александр Бугаев, зампредседателя Госдумы Борис Чернышов. Министр Валерий Фальков прибыл чуть позже, задержавшись на совещании у высшего руководства.
Его доклад был одним из последних и стрежневым по смыслу. Валерий Фальков внес несколько акцентов в основную программу реформы системы высшего образования, изложенную в интервью «Коммерсанту».
Главное направление – обеспечение гибкости модели: форматы образования будут отвязаны от жестких сроков, специалитет будет уравнен в правах с бакалавриатом в возможности поступления в бюджетную магистратуру. При расширении сроков – приоритет отдается практической подготовке и стажировкам.
Академическая мобильность будет усилена внутри страны, а в международном масштабе – переориентируется на Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, пространство Евразэс.
Сама магистратура будет более четко разделена на технологическую (которая может быть и однолетней, надстраиваться как над бакалавриатом, так и над специалитетом) и на научно-исследовательскую и научно-педагогическую: в этом случае акцент, как считает Валерий Фальков, должен быть сделан на сопряженные программы магистратуры + аспирантуры.
Главный фокус внимания в рамках развития системы высшего образования будет сконцентрирован на инженерах – сейчас, по словам министра, снова возник запрос на «инженера-творца».
Министр еще раз подтвердил, что будет проведена ревизия готовности вузов реализовывать магистерские программы – следовательно, в ряде не самых сильных вузов может резко сократиться их набор. Кроме того, будет отслеживаться уровень этих программ, поскольку в ряде случаев сейчас магистратура выродилась в «вечерку» – подобного Министерство не собирается допускать в будущем.
Принципиально важным стало еще одно заявление Валерия Фалькова о том, что будет проводиться гуманитаризация образования на негуманитарных направлениях подготовки, что должно способствовать воспитательной работе и общественно-политической социализации студентов. Стержневым предметом здесь будет «История Россия».
Для этих целей, а также для развития soft skills и будет использовано дополнительное время подготовки.
На заседании прозвучало много интересных наблюдений. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов призвал выходить из «образовательного Евровидения» единого европейского пространства образования. Ректор СПбГУ Николай Кропачев акцентировал внимание на необходимость запроса от квалифицированных заказчиков – бизнеса, регионов, органов власти.
Президент РАН Александр Сергеев предостерег от свойственного национальному характеру разрушения «до основанья, а затем» – нужно подходить взвешенно и спокойно. И напомнил, что драйвером, который ведет нас в технологический суверенитет – это высокотехнологичные компании реального сектора экономики. Глава Академии напомнил, что сейчас и на входе, и на выходе из системы высшей школы сейчас совсем другие молодые люди.
Основной задачей выступавших было продемонстрировать капитальное единство позиции профессионального сообщества относительно важности эволюции в пост-Болонскую реальность. Все говорили о том, что необходимо взять все лучшее и от модели специалитета, и от двухуровневой системы.
Если говорить глобально – специалитет по содержанию подготовки будет соответствовать комбинации бакалавриат + магистратура, а относительно бюджетной подготовки в магистратуре – уравнен в правах с бакалавриатом. Во главу угла будет поставлена гибкость и вариативность.
«Мы были единодушны – мы поддержали министра», - заявил в конце обсуждения Виктор Садовничий. Дискуссия будет продолжена в рабочих группах и на будущем Съезде РСР.
Подробнее: https://vk.com/video-167915299_456240092
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/25297