Вчера стартовало выборное Общее собрание РАН – члены Академии изберут более 300 коллег.
Основная интрига разворачивалась на предварительных встречах за закрытыми дверями Отделений – именно там формируют списки претендентов, которые голосуются на Общем собрании.
В Президиуме сидели и выступали с приветствиями те акторы научно-образовательной политики, на которых в наибольшей степени опирается РАН и/или в которых у нее есть особые интересы: Минобрнауки, Минздрав, профильные комитеты обеих палат Парламента, комитет по международным делам Госдумы.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул сотрудничество с РАН по векторам: Программа фундаментальных научных исследований, Год (Десятилетие) науки и технологий, суверенная система оценки науки.
Среди научно-политических сюжетов в ходе приветствий активнее всего прозвучала генетика. Лилия Гумерова рассказала о межведомственной рабочей группе по генетическому законодательству на площадке Совфеда, а также о законопроектов по этой тематике.
Один из законопроектов – «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» внесен совместно профильными комитетами ГД и СФ. Основная идея – разведение понятие «генетическая модификация» (что должно быть запрещено) и «генетическое редактирование» (которое должно быть всячески поддержано). На подобном различии очень долго настаивал Михаил Ковальчук.
Президент РАН Александр Сергеев в первый день Общего собрания представил двучастный доклад: «О приоритетных направления деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2021 г.».
Отчитывался Александр Сергеев за 2021-й: год ковидный, профильный (науки и технологий), досанкционный. Впрочем, много внимания уделено и тому, как Академия видит научное развитие в новых условиях.
Президент РАН четко обозначил: в новой оргуправленческой структуре науки, запущенной в 2021 году, у РАН есть свое место и свой особый экспертный функционал. В частности, руководство Академии представлено в президентском Совете по науке и образованию.
Александр Сергеев сообщил, что функционал «ГКНТ» заняла правительственная Комиссия по научно-технологическому развитию во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. А значит все спекуляции на тему еще одного «надведомственного органа» более не являются позицией Академии или ее президента.
В рамках новой госпрограммы НТР у РАН есть свой функционал: реализация Программы фундаментальных научных исследований, Координационный совет которой имеет возможность оперативно менять приоритеты научного развития, в том числе с перераспределением финансирования.
Основной интерес представляют те направления, которые Александр Сергеев определил как приоритетные – это и есть его предвыборная программа, с которой он пойдет на сентябрьские выборы главы Академии.
1.«Приоритет-2030» для научных институтов – запуск конкурса для консорциумов во главе с НИИ.
2. Признание за корпусом экспертов РАН статуса «национального».
3. Изменение статуса: с ФГБУ на «государственную академию наук», соучредительство в научных институтах, право заниматься научными исследованиями.
4. Легитимизация профессоров РАН на правах ассоциированных членов.
5. Системное и платформенное взаимодействие с реальным сектором экономики и регионами (через Совет по региональной политике РАН).
6. Научная дипломатия – максимальное сохранение контактов с иностранными партнерами по Track II diplomacy (на уровне персон, лабораторий, институтов и университетов).
7. Дальнейшая цифровизация – развитие нового сайта, интеграция с ЕГИСУ НИОКТР в домен «Наука» «Гостеха».
В завершение Александр Сергеев высказался о грядущих в сентябре выборах руководства РАН: напомнил собравшимся, что все кандидаты будут проходить правительственное рассмотрение. Следовательно, никакая фронда и РАНдикализм смысла не имеют, но выборы в то же время должны пройти в атмосфере уважения к демократическим традициям Академии.
Текстовая и видео-трансляция 1-го дня.
Материал в нашем Телеграм-канале:https://t.me/scienpolicy/25268