Вступление в силу в декабре 1865 года тринадцатой поправки к американской конституции положило начало уничтожению системы рабства. Однако часть штатов ратифицировала документ много позже: Кентукки – только в 1976 году, а Миссисипи и вовсе в 2013. Так что фактически рабство в Америке официально прекратило существовать менее десяти лет назад. Да и Линкольн – освободитель американских рабов – писал в свое время: «Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это».
Как видим, дело идет со скрипом. Поэтому не удивителен марш-протест 200 тысяч черных американцев на Вашингтон в 1963 году. Тогда Мартин Лютер Кинг говорил перед участниками мирного марша: «Добиваясь своего законного места под солнцем, да не станем повинны мы в дурных поступках. Да не станем утолять мы жажду свободы глотками из чаши ненависти и злобы».
Этот тезис смыкается с категоричным утверждением ряда современных политологов, что лимит на революции исчерпан, что общество должно развиваться эволюционным путем. Может, это верно с точки зрения исторического процесса, где время измеряется тысячелетиями. Но ученые мужи и следующие им политики не учитывают простой истины - того, что жизнь человеческая быстротечна. Подозреваю, что многим из них она и безразлична.
Поэтому людей не устраивает медлительная эволюция - ее результатов им не дождаться.
Поэтому Спартак и его повстанцы не стали ждать, когда же демократическая рабовладельческая римская республика мирно трансформируется в современную капиталистическую Италию.
Поэтому царскую Россию сотрясали масштабные крестьянские бунты.
Поэтому советский народ за 30 лет после революции, то есть к 1947 году, сумел поставить на место всю Западную Европу. А Россия за такой же срок едва-едва избавилась, не до конца, от последствий пытавшегося замаскироваться под демократию дикого, криминального капитализма, когда рядовых граждан пытались свести до рабского уровня.
Поэтому ДНР и ЛНР сегодня с оружием в руках защищают свое понимание нормальной жизни, не дожидаясь эволюции власти на Украине.
Поэтому в речи Мартина Кинга были и такие слова, актуальные сегодня: «Нет, не спокойны мы, и нам не успокоиться, пока не забьет ключом источник справедливости и праведности».
Общество может эволюционировать устраивающими нас темпами лишь под угрозой революции или - под влиянием и по воле сильного лидера.