Найти тему

3 психологических приёма, которые научат получать желаемое

Отрывок из книги Ника Коленды «Система убеждения» о нескольких приёмах убеждения, которые помогут получить положительную реакцию на вашу просьбу.

Ник Коленда
Ник Коленда

Американский психолог, писатель и исследователь.

Нога в двери

Этот приём, популяризированный Робертом Чалдини (американским психологом — прим. ред.), может оказаться очень эффективным средством убеждения.

Когда вам нужно убедить человека выполнить достаточно обременительную просьбу, вы можете повысить свои шансы, если сначала попросите о чём-то необременительном.

Первую мелкую просьбу, скорее всего, встретят согласием, и это сформирует у объекта представление о том, что он в целом рад вам помогать. Когда вы затем обратитесь к нему с более крупной просьбой, он скорее согласится, чтобы сохранять последовательность в поведении. Ответить отказом на вторую просьбу было бы непоследовательно по отношению к уже имеющемуся представлению, и, чтобы избежать когнитивного диссонанса и сохранить последовательность поведения, объект с большой вероятностью согласится.

Классическая работа, в которой описан этот принцип, может пролить больше света на вопрос (Freedman & Fraser, 1966). Двое исследователей под видом волонтёров пытались уговорить домовладельцев выполнить довольно обременительную просьбу: установить большой и уродливый дорожный знак «Водитель! Будь осторожен!» на своих подъездных дорожках.

Когда к домовладельцам обращались только с этой просьбой, согласилось всего 17% опрошенных. И правда: мало кто согласится выполнить настолько странную и неуместную просьбу. Так как же исследователям удалось уговорить целых 76% из второй группы испытуемых?

-2

За несколько недель до того, как просить их установить этот большой знак, им предложили установить небольшую табличку «Будьте осторожны за рулём». Это было совсем нетрудно, поэтому почти все согласились. И эта просьба, казалось бы, совершенно незначительная, сильнее расположила домовладельцев к тому, чтобы несколько недель спустя ответить согласием на установку гораздо большего знака.

После того как участники эксперимента согласились удовлетворить первую просьбу, у них развилось представление о себе как о людях, которых заботит безопасное вождение. Поэтому позднее, когда им предложили разместить у себя большой знак, они не смогли отказать, чтобы не проявить непоследовательность.

Была ли «забота о безопасном вождении» единственным представлением, которое сформировалось у домовладельцев после их согласия на небольшую просьбу? А что, если бы первая просьба не была связана с безопасным вождением?

Оказывается, что мелкие просьбы, даже не связанные с основной, существенно повышают шансы получить согласие в будущем.

В некоторых случаях в описанном исследовании учёные обращались к домовладельцам с просьбой подписать петицию в защиту окружающей среды или установить небольшую табличку с надписью «Берегите красоту Калифорнии». Наибольшее число положительных ответов (76%) учёные получили в тех случаях, когда первая и последующая просьбы были связаны (небольшая табличка о безопасном вождении, а затем большой знак о нём же). Однако им удалось собрать целых 50% положительных ответов даже в тех случаях, когда первый запрос никак не был связан со вторым (подпись под петицией или табличка о красоте Калифорнии, а затем большой знак о безопасном вождении).

Упоминание об экологии и красоте Калифорнии не внушило респондентам мыслей о важности безопасного вождения, зато успешно внушило им представление о себе как о людях, активно участвующих в общественной жизни и легко оказывающих услуги незнакомцам.

Выбрасывание низкого мяча

Помимо описанного выше приёма, можно попробовать и другой.

Вы начинаете с небольшого запроса, на который вам отвечают согласием, а затем увеличиваете размер этого запроса.

Эту технику под названием «выбрасывание низкого мяча» часто используют менеджеры по продажам. Возможно, вы и сами становились жертвой этой тактики, например в автосалоне, где её часто применяют.

Вы только что договорились с продавцом о хороших условиях покупки нового автомобиля, и он уходит на своё рабочее место, чтобы оформить бумаги, а вы радуетесь фантастически удачной сделке. На самом деле менеджер, вероятно, ничего не оформляет, а просто выжидает несколько минут, чтобы дать вам помечтать о новой машине.

Когда эти несколько минут проходят, он возвращается к вам с неприятным известием: директор не одобрил сделку и цена автомобиля будет выше на 500 долларов. Но к тому моменту вы уже загорелись и дали первоначальное согласие, и теперь вы испытываете внутреннее давление, которое заставляет вас согласиться на новые, менее выгодные условия.

Вы уже представили, как едете в новой машине, и позволили себе по-настоящему захотеть её. Как кукловод, управляющий марионеткой, продавец потянул за ниточки когнитивного диссонанса и практически вынудил вас принять невыгодные условия.

Подскажите нужное отношение

Вместо того чтобы провоцировать объект на определённое поведение, которое запустит требуемое конгруэнтное состояние, вы можете достичь цели, незаметно повлияв на объект и добившись от него заявления об определённом состоянии.

Если он, к примеру, сам скажет, что у него хорошее настроение, то его поведение соответственно изменится. Как спровоцировать объект на такое заявление? Гораздо проще, чем вы думаете. Встречаясь с кем-нибудь, мы обычно первым делом спрашиваем «Как дела?», и в 99 случаях из 100 на этот дежурный вопрос отвечают «Хорошо» или «Нормально». Это стало социальной нормой, к которой все привыкли. Даже если человек переживает худший день в жизни, он, вероятно, всё равно даст стандартный ответ на этот вопрос.

Человек, заявивший, что у него «всё хорошо», скорее ответит согласием на просьбу.

Произнеся вслух этот стандартный ответ, мы чувствуем, что обязаны вести себя последовательно, то есть выполнить запрос.

Я знаю, о чём вы сейчас думаете. Вы думаете, что мы настолько привыкли отвечать «хорошо» и «отлично», что эти слова произносятся автоматически и уже ничего не значат, они утратили свою силу и больше не могут влиять на наше состояние, а тем более поведение и склонность выполнять просьбы.

Хотите верьте, хотите нет, исследования утверждают обратное. В ходе эксперимента, посвящённого этому самому приёму (Howard, 1990), учёный обзванивал жителей Техаса и спрашивал, согласны ли они, чтобы к ним пришёл представитель организации по борьбе с голодом и продал им немного печенья.

Когда он задавал только этот вопрос, согласием ответили лишь 18% респондентов. Но среди тех, кого сначала спросили «Как вы себя сегодня чувствуете?» и кто ответил положительно («хорошо» или «прекрасно»), процент согласившихся был почти вдвое выше (32%). В этом случае участники опроса чаще отвечали согласием, поскольку чувствовали необходимость на деле подкрепить своё положительное заявление.

Вывод: в следующий раз, когда вас остановит полицейский для проверки документов, поинтересуйтесь у него: «Как дела?».

Если вы хотите, чтобы у объекта сформировалось определённое отношение, вы должны добиться от него поведения, соответствующего этому отношению. Если вам удастся спровоцировать нужное поведение, объект испытает когнитивный диссонанс и захочет привести своё внутреннее состояние в соответствие с поведением.

Перечисленные выше приёмы помогут в этом. О других психологических манёврах и особенностях человеческого поведения можно узнать из книги Ника Коленды «Система убеждения: Как влиять на людей с помощью психологии».

-3