На своем канале я несколько раз делал подборки «11 примеров, когда дизайнеры и конструкторы авто плевали на традиции». Сегодня хотелось бы сделать спецвыпуск и посмотреть что же было необычного в машинах нашего детства. Оказалось, если присмотреться, даже в до боли знакомой технике есть очень много странных «фишек» и технических решений. Часть из них уже попадала в мои подборки, плюс еще вспомнилось.
1. Замаскированная крышка бензобака
На Ушастом Запорожце ЗАЗ 968 и на его рестайлинговой версии 968М (в народе «Мыльница»), крышку бензобака упрятали под капот (который сзади). Удобства такое решение это не добавляло, зато вполне надежно боролось с юными «пионерами», любящими сливать бензин для мопедов.
На Москвичах и ИЖах (408, 412, 2140 и 2125) расположение заливной горловины было еще более причудливым – строго по центру машины. Для заправки надо только откинуть задний номер на специальном кронштейне. Чем вызвано такое решение, сказать сложно, ведь на фургонах 2715 тот же самый бензобак имел традиционный вывод на левый борт. Зато на заправке можно подъезжать к колонке с любой стороны!
2. Два бензобака в УАЗ
А вот на Ульяновском заводе раньше не экономили, и ставили на все свои модели по два бензобака. В интернете есть несколько версий сего чуда, одна удивительнее другой. Кто-то называет второй бак резервным, кто-то ссылается на военных, другие всерьез считают, что это из-за эксплуатации в условиях севера…
Одно можно сказать точно, система перекачки доставляла немало проблем владельцам что на карбюраторных, что на инжекторных машинах.
И только в 2016 г. при рестайлинге Patriot, УАЗовцы наконец-то решились заменить два стальных бака на один большой пластиковый на 68 литров. Но обрадовались далеко не все. Люди даже стали собирать подписи под петицией за установку двух баков! Якобы без них Патриот перестал быть настоящим внедорожником.
3. Один стеклоочиститель Ока
А вот конструктора Оки изначально сэкономили, установив на лобовом стекле всего лишь один дворник. Только неочищенные сектора получались с ними огромными. В таких не что пешеход, а КамАЗ с прицепом может спрятаться.
К слову, в 90-е Mercedes-Benzна моделях W202 и W210 тоже экспериментировал с одиночной щеткой. Только там был хитрый выдвижной механизм, очищающий практически всю поверхность стекла.
4. Фароочистители
Зато на советские авто ставили полноценные фароочистители со щетками. Наиболее популярны они были на «Восьмом» семействе, особенно с коротким крылом. И даже на Девятках последних лет выпуска остался рудимент в виде полочек, но которые опирались щетки в режиме покоя.
Мини дворниками умудрялись чистить даже круглые фары Нивы.
5. Колесные диски ЗАЗ
По степень оригинальности диски от Запорожца могут поспорить не только со всеми современными машинами, но и с болидами Формулы 1. У малюсеньких 13-дюймовых колес центральное отверстие (я бы сказал дырища) диаметром 220 мм и разболтовка специфической размерности 4×256.
При создании Таврии традицию решили усугубить… и убрали одно из отверстий для крепежа! Что самое удивительное, в такой странной размерности выпускали даже несколько видов литых дисков.
P.s. Сегодня Запорожские диски не берется отбалансировать ни один шиномонтаж.
6. Нетрадиционные места хранения запасного колеса
Любили при советах экспериментировать и с расположением запаски. Это сейчас мы привыкли, что пятое колесо либо лежит под полом багажника, либо подвешено за задним бампером снизу. А на той же Таврии колесо крепили под капотом, как и на ее предшественнике – ЗАЗ 968М. Похожая схема была и на Ниве ВАЗ 2121. А в малышке Оке, чтобы затолкать запаску, пришлось даже подрезать полку левого крыла.
Еще с большей выдумкой к вопросу подошли на ГАЗе. Для запаски на Волгах-седанах соорудили целый трон, который занимал приличную часть багажника. Куда разумнее поступили те же конструкторы при разработке универсала ГАЗ 310221. На грузопассажирской версии для пятого колеса предусмотрели отдельный отсек под полом багажника со своим доступом с улицы. Колесо было всегда чистое и в случае прокола не требовалось вытаскивать все вещи из багажника.
7. Кнопочный селектор АКПП ГАЗ-13 Чайка
Новое - это хорошо забытое старое. Смысл поговорки лучше всего передает следующий факт. Кнопочное управление автоматом, которое сейчас преподносится как модная инновация, было в СССР еще в 1967 г. на автомобиле ГАЗ-13 Чайка! Причем режима Паркинг не было, а «Т-тормоз» - своеобразный аналог функции отключения овердавайва.
8. Боковая подушка безопасности Нива
Lada 4x4 (она же старая добрая Нива) была и остается единственным автомобилем в мире, имеющим только боковую подушку безопасности! Airbag начали ставить после рестайлинга 2019 г. О безопасности думали в последнюю очередь, а подушка нужна была исключительно для сертификации системы ЭРА-ГЛОНАСС. Перерабатывать рулевую колонку посчитали слишком затратным, а идея засунуть надувной мешок в спинку водительского кресла показалось не совсем бредовой. Теперь же, когда производители удерживающих автомобильных систем попали под санкции, от эйрбега снова отказались.
9. Прозрачный спидометр ГАЗ 21 Волга
По части украшательств автомобили 50-х бесспорно в лидерах. Таковой была и наша легендарная 21 Волга. Посмотрите в какой шедевр превратили казалось бы утилитарный прибор спидометр. Солнечный свет, проходя через прозрачную полусферу, подсвечивал шкалу изумрудным цветом. Не чета нынешним бездушным экранам.
Вот только качество пластика не отличалось стойкостью к ультрафиолету, поэтому тряпочка на передней панели в солнечный день была неизменным атрибутом всех Волг.
10. Ленточный спидометр ГАЗ 24 Волга
Ничем не уступает по степени уникальности приборной панели и наследница 21-ой Волги. Визитной карточкой ГАЗ 24 первых лет выпуска стал ленточный спидометр. Скорость показывала красная лента, намотанная на двух барабанах. Работал прибор через пень колоду, поэтому вскоре его заменил самый обычный стрелочный спидометр.
11. Имитация тахометра
Как известно, тахометр в 60-70 годах был большой редкостью. В качестве компенсации, на спидометре наносили специальные метки, которые показывали до какой скорости можно разгоняться на каждой передаче.
На сегодня все! Скоро будет продолжение)