Их имена на обложках книг объединялись равно подходящей для Него и для Нее фамилией. Для нас, читателей, они были неразделимы, талантливы и непредсказуемы. Их было двое, Марина и Сергей. Но в то же время они были одним – писателем Дяченко. Так было до 5 мая 2022 года.
На следующий день Марина осталась одна.
Они пришли ко мне с легендарным «Ритуалом». И впервые я поняла, что шаблонные легенды могут стать живыми, очень человечными и близкими. И за словом «дракон» может стоять не только сказка или чудовище, но и комплекс неполноценности, и многовековое давление предков. И принцессе не обязательно быть красивой и покладистой, чтобы ради нее рисковали жизнью и совершали подвиги. Принцессу нужно просто любить и тогда… Тогда уходит все напускное, отточенное в веках, возведенное в ранг приличий. Остается только самое важное и настоящее, за которое не жалко заплатить любую цену.
Потом был «Рубеж». Его читала запоем. Не соглашаясь, поражаясь и в конце концов поверив. В этот странно-притягательный мир, в его героев и людей, живущих вопреки. Дяченко открыли мне любимых Олди. И я так радовалась, когда проект Дяченко + Олди + Валентинов повторился в «Пентакле»!
«Vita Nostra» читала подсознанием. Это тот случай, когда понимание происходит внутри. И объяснить другому, что ты читаешь, и как это видишь, невозможно. Была Саша и Университет. Было общежитие и коллизии студенческой жизни. И параллельно шел тот слой, где находится суть, которую ты либо принимаешь, либо в раздражении отбрасываешь. И за этот опыт я тоже благодарна Марине и Сергею.
«Шрам», «Ведьмин век», «Армагед-дом», «Алена и Аспирин», «Казнь», «Цифровой» и отложенный на это лето роман «Магам можно все». Они все потрясающи. Написанные в жанре фэнтези, они в тоже время очень реальны.
Романы Дяченко никогда не отпускают. Они навсегда остаются рядом, подходят поближе, когда особенно тебе нужны и отходят к линии горизонта, когда все в жизни безоблачно и прекрасно.
Думать о том, что больше не будет новых книг, не хочется. Как и говорить банальные слова. Из моей жизни впервые уходит человек, который своими книгами помогал, открывал много нового, менял меня. Рядом с ним навсегда поселилось слово «был». И прогнать его могут только книги, на которых стоит: Марина и Сергей Дяченко. В них они всегда ЕСТЬ. Не смотря ни на что.