Церковная реформа не в полной мере отражала интересы патриарха Никона. У него были свои планы, и своё видение. Затеяв строительство Ново - Иерусалимского монастыря в 1656 году, Никон видел себя ни много ни мало патриархом Вселенским, а решения свои почитал одобренными самим Господом Богом. Откуда такая уверенность?
Дело всё в той же средневековой психологии. Посудите сами - безвестный крестьянский сын достиг просто заоблачных высот. Начиная свой путь от сохи, менее чем за 30 лет с момента принятия священничества, он возвысился до Патриарха Всея Руси. Уберёгся от страшной бури на Белом море, решил, по какому канону реформировать церковь, давал наставления самому Государю. В представлении той эпохи подобный путь можно было пройти лишь при двух условиях: промысле божьем или сатанинскою властью. Никон был на все сто процентов уверен, что рукой его руководит непосредственно Дух Святой.
В недолгий срок патриаршества Никона было заложено несколько обителей: на Кий- острове, в память чудесного избавления от бури, на Валдае, и, наконец - в селе Воскресенское, что на Истре. Новый Иерусалим должен был стать центром православного мира и резиденцией Вселенского Патриарха. Царь до поры не вмешивался в церковные дела, тем самым дав волю святейшему как в церковных, так и в имущественных вопросах, а в титулатуре предстоятеля появилась новая формула - "Великий Государь". Это, видимо, и снесло Никону крышу окончательно, поскольку ни до ни после на Руси никто не имел права зваться Великим Государем, кроме собственно царя.
Проклиная и отлучая от лона матери - церкви людей, не принявших его реформ, уморив на Хутыни оппозиционного митрополита Павла Коломенского, подвергнув высылке и заточению бывших коллег из кружка ревнителей благочестия, ведя интриганскую переписку с греческими иерархами, патриарх возомнил себя неуязвимым, и стал впрямую продвигать идею о том, что священство выше царства. Алексей Михайлович, на тот момент уже не юный отрок, с такой политикой категорически не согласился. Тогда Никон, подобно Ивану Грозному, бросившему царство на Симеона Бекбулатовича и удалившемуся в Александровскую слободу, оставил патриарший престол, и уехал в свой Новый Иерусалим, ждать когда государь приползёт вымаливать прощения.
Алексей же видел себя, а не Никона правопреемником Византийских императоров. Московский аналог Папы Римского царю совершенно не был нужен, а потому каяться он, разумеется, никуда не поехал, а инициировал Большой московский собор 1666 -7 годов, на котором планировал утвердить церковную реформу окончательно, решить вопросы обрядности, отставить от должности патриарха, бросившего свою кафедру, и рукоположить нового предстоятеля. В двух словах, собор оправдал ожидания Государя, и утвердил всё, что было необходимо. Новый патриарх Иоасаф был гораздо сговорчивее упрямого Никона, который был извергнут из сана и отправлен в ссылку - в далёкий Ферапонтов монастырь на вологодчине в качестве простого монаха. Однако, покарав одного из главных инициаторов церковной распри, Собор также осудил расколоучителей и анафемствовал всех, им сочувствующих. Вернувшийся из ссылки протопоп Аввакум был повторно осуждён, и, по его собственным словам, побит да сослан на Мезень.
Собором были признаны нововведения:
- исправленный Символ Веры
- троеперстие вместо двоеперстного крестного знамения
- крестный ход против солнца
- запрещение малых земных поклонов
- принятие четырех- и шестиконечного креста вместо восьмиконечного
- многоголосое пение на литургии
- анафема на старые книги и обряды
- троекратная аллилуиа в противовес двукратной
- допущение частичного погружения в воду при крещении
Кроме того, разрешалось преследование сторонников дореформенного обряда со стороны светских властей, и очень скоро это вылилось в массовые аресты, ссылки, пытки и казни, поставив Русское царство на грань религиозной войны.
Казалось бы - ну что такого, и велика ли разница, какими пальцами креститься? Стоит ли из за этого страдать, попадать под правительственные санкции, гореть в срубах и отправляться на пытку? Пращуры считали, что стоит, поскольку - в отличие от современного человека - вкладывали в каждое из перечисленных действий глубочайшие смыслы, о которых я расскажу в другой раз.
Что касается бывшего патриарха Никона - его житьё после извержения из сана было тягостным, но ранило его сердце не заточение, а разрушенные мечты - о единственно правильной вере, непререкаемом слове пастыря, главенстве церкви над государством, а более всего - об утраченной безграничной власти. Никон пережил Алексея Михайловича на пять лет. Пребывая в затворе в суровом Кирилловом монастыре, в 1681 году он получил разрешение от нового государя - Фёдора Алексеевича - вернуться в дорогой сердцу монаха Ново - Иерусалимский монастырь. Будучи старым и глубоко больным человеком, Никон не пережил путешествия. Он скончался в августе 1681 года в Торопинской слободе напротив города Ярославля. Однако, желание бывшего патриарха вернуться в выстроенный им монастырь, в конечном итоге осуществилось. Прах старого упрямца упокоился в южном приделе любимого детища Никона - Воскресенского Новоиерусалимского собора.
#раскол #история россии #старообрядцы
#религия