Полтора месяца назад, когда монотайп объявили о том, что для России становятся недоступны их шрифты, многие в очередной раз обсуждали тему шрифтов и их лицензирования.
Тем интереснее интервью коллег из Беларуси.
Я его смотрела и стенографировала тогда же, 17 апреля, но все забывала выложить. А тут очередной вопрос про лицензии и вот.
Прошу прощения за опечатки.
Конкретно про лицензии последним 15 минут. Смотреть
🔻стенограмма
Благосостояние зависит от бизнесактивности, которая в свою очередь связана с ожиданием лучших времён.
Шрифт сложный продукт - поскольку он комбинирует графический и программный подходы. По итогу лицензируется программный продукт, который служит для воспроизведения текста.
16.00 Про компанию паратайп и их сильный юридический отдел.
20.00 шрифт comic sans и его популярность в связи с неформальным посылом.
21.30 эволюция шрифтов с засечками благодаря техническому прогрессу и улучшению качества бумаги. Появляются новые шрифты, потому что появляются новые бумаги/носители.
22.30 второй фактор появления новых шрифтов - маркетинг, рождение новых идей и необходимость их выразить.
24.30 длительное забвение готических шрифтов после 2 мировой из-за пристрастия к ним у нацистов, и вернулись они в стритарт в 2000х
27.30 пособия шрифтовых художников в доцифровую эпоху.
29.50 кириллические шрифты: рост качества их исполнения, рынок ещё не насыщен.
31.40 своевременность шрифтов - либо выпускать быстро в надежде, что цифровой продукт можно поправить, либо прогнозировать долгосрочный спрос.
33.20
Разработка шрифта это условно 10000 человеко-часов, но цена ниже, чем произведение затрат на стоимость часа. Благодаря появлению на рынке регуляторов ,которые закупают шрифты у разработчиков с одной стороны и продает пользователям с другой. У myfonts есть прайсгайд для разработчиков и они не рекомендуют ставить низкие цены. Тем не менее стоковые шрифты как таковые не средство заработка. В среднем у прокачанного шрифтовиков с разных площадок в месяц выходит около 600 долларов. Основной заработок это кастом - шрифт под заказ. Продажа шрифтов по 80-100 долларов это адекватная цена для того, чтобы зарабатывать нормально. 20 - это грустно.
Специалистов не много, поскольку мало вузов, которые бы давали полноценное качественное образование по специальности. Топовые - в Британии и в Гааге. (Забавная сноска - международная премия юных шрифтовиков вручается до 36 лет - наглядно иллюстрирует трудозатраты для профессионального роста в этой сфере). Так же заказов на шрифты действительно мало.
40.30 лицензированные шрифты.
При покупке шрифта покупается ограниченное право на пользование компьютерной программой т.е. берешь корову в аренду. Можно пользоваться только результатами программы без права передачи программы. И если кому-то требуется воспроизвести шрифт, он тоже должен купить программу. Лицензии могут быть: для приложений и программ, для компьютеров, для ТВ, для ВЭБ, регулировать число устройств, до электронных книг. Сейчас происходит систематизация шрифтовых лицензий - топовые студии хотят стандартизировать условия по лицензионному использованию. Обязательно рекомендовано читать файл lisence из архива со шрифтом - там все условия использования описаны. Для того, чтобы не попасть в неприятное положение, рекомендовано шрифты покупать.
В России есть прецедент привлечения к ответственности компании изготовителя упаковки ( не разработчика и а пользователя файла, переведенного в кривые). Т.е. Российское законодательство защищает рисунок шрифта наравне с программным кодом.
46.20 почему неохотно покупают шрифты - банально бизнес не хочет тратить деньг на то, на что вряд ли пользователь обратит внимание, т.е. речь идёт о невысоком уровне в СНГ шрифтовой культуры - нет понимания, что шрифты могут лучше доносить идеи бренда. Если что-то можно взять легально бесплатно, то лучше легально бесплатно. Мотивировать компанию на покупку шрифта можно, объяснив, что это расширение которое позволяет зацепить аудиторию, приобщенную к этой культуре, как правило более платежеспособную.