Найти тему
Евгений Шулаев

Пермское СПКТБ, просто жизнь, работа.

Отдел, в котором стал работать, занимался механизацией производственных процессов в литейных цехах и проектированием нового нестандартизированного оборудования: на заводе "Молот", в пригороде Новороссийска, село Гайдук, заводе "Металлист", в Вольске, Саратовской области, на Катав-Ивановском заводе, Челябинской области, Пашийском ЦМЗ Пермской области и других. В структуре отдела были два или три главных конструктора проекта, в других институтах они назывались главными инженерами проекта, у каждого группа конструкторов, получив заказ на проект, начинали его прорабатывать с технического задания и сметной документации и согласовывали с заказчиком.

Село и ж.дорожная станция Гайдук, выше Новороссийский завод "Молот", труба котельной и вагранка, механический цех.

Заказчики, при согласовании, предлагали и уточняли задание и решали, как исполнять проект, если сложный, то сначала выполняли технический или эскизный проекты и, после его утверждения, приступали к выполнению проекта группой. В обязанности главных конструкторов входили выдача и согласование заданий, в случае необходимости, смежным отделам - строительному и электротехническому, расчетчикам. Я работал в группе главного конструктора Корнилова В.А. и первое время в командировки не ездил, но однажды получил задание на разработку кокильной машины, для отливки в ней мелющих цилиндров, применяемых при размоле цемента, для Катав-Ивановского завода

-2

Катав-Ивановский литейно -механический завод, Челябинская область.

На завод было сложно ездить, надо было сначала лететь до Челябинска или Уфы самолетом, оттуда поездом до станции Вязовая и там автобусом до города, занимало много времени и иногда отсутствие подходящего поезда и несовпадение расписания автобусов. Конструктор электротехнического отдела Семянников Е. открыл новый маршрут, удобнее и меньше по времени, ехать электричкой до Чусового, там на поезд Чусовая Бакал, ночь, потом автобусом до города. В городе была одна гостиница, старая, удобств ни каких, жил в первый приезд, потом жил в заводском общежитии, иногда из СПКТБ приезжали несколько человек из разных отделов.

Подобная машина работала на заводе "Молот", и я первый раз поехал в Новороссийск, познакомился с главным металлургом Новиковым Д.В., главным инженером Дорожкиным, ИО забыл, извините, познакомился с производством. Оба завода лили чугун, изготавливали запчасти и мелющие тела для цементных заводов и по заказам, работали вручную на плацу, посмотрел кокильную машину. Она была выполнена как гусеница танка, вместо траков, кокили. Машина работала, пока чугун лили из ковшей, Новиков попросил, при проектировании рассмотреть возможность отливать в кокиль шаровидные тела

Первые годы в Новороссийск ездили на поезде, через Москву, дорога занимала около трех суток, потом разрешили летать на самолетах, через Краснодар, дальше автобусом, или через Ростов, дальше поездом, успевали за сутки, и по стоимости было почти одинаково. Дирекция завода, для командированных, всегда бронировала места в гостинице, чаще в менее благоустроенной, "Черноморская", в центре. А в межсезонье в новой, благоустроенной, "Новороссийск". В Гайдук ходил городской автобус, но так как многие работники жили в самом Новороссийске, завод строил жилье в новом микрорайоне города, заводской автобус возил их на работу и обратно. Командированным, если хотели приехать на завод рано, завод работал с 8 часов, утром нужно было ждать его около гостиницы.

-3

Гостиница "Черноморская", город Новороссийск.

Подошло время отпуска, по предложению Валюши и детей, решили плыть до Астрахани, когда стали покупать билеты, оказалось, что там холера, и теплоходы плывут только до Волгограда, согласились плыть до него. Взяли: взрослый билет, 22 рубля, и детский,4.5 рубля, в первый класс и мне с Сашей в третий,13 рублей, всего 110 рублей. Дизельэлектроход, такой же, на каком плавали до Ростова. Может "Скрябин", или другое имя, не помню, но точно такой же, может "Глинка". Тогда несколько "композиторов", одинаковой модели, плавали, помещаю фото "Скрябина".

-4

Дизельэлектроход "Скрябин".

Погрузились на корабль 28 июня 1975 года, устроились, в 16 часов, электроход отправился в путь, а дальше уже знакомые процедуры, знакомство с капитаном, с обслуживающим персоналом, с правилами, и работниками ресторана. Питание, в ресторане по той же схеме, вечером рассчитываешься и делаешь заказ на следующий день, при длительных остановках, ресторан не работает.

-5

Шлюзы Воткинского водохранилища, город Чайковский, Пермский край.

До Чайковского плыть полтора суток, выходили на берег, набережная за два года изменилась, благоустроилась, появился новый речной вокзал и другие достопримечательности.

-6

Речной вокзал, город Чайковский.

В эту поездку мы отправились позже, чем плавали в Ростов, на всех пристанях к теплоходу приходили жители с ведрами и корзинами, и в них было полно даров природы. Тогда это были первые скороспелые и не совсем зрелые дары, а сейчас все созрело и мы покупали и ели, и ели. На Камских пристанях продавали клубнику, первую малину, покупали банками, а на Волжских появились абрикосы и вишня, покупали много, они стояли в шкафу каюты, и дети, и сами ели в удовольствие.

-7

1975 год, Ульяновск.

В Ульяновске ходили по магазинам, купили десятилитровую кастрюлю и пластмассовое ведерко, чтобы покупаемые ягоды, сразу в них пересыпать, и пополняли их по мере опустошения. На обратном пути, на какой-то пристани купили ведро вишни, в Саратове купили сахарный песок по 70 копеек. Валюша договорилась с поварами, и немного поварила ее, привезли полуготовое варенье. Как обычно, к отпускным добавили 100 рублей из кассы взаимопомощи, для покупки каких-то вещей. Во всех больших городах, когда гуляли по улицам и смотрели достопримечательности, заходили на рынки, в магазины, что-то из вещей покупали детям, себе, обязательно заходили в книжные, пополняли свою библиотеку.

-8

Саратов, проспект Кирова.

В Волгоград приплыли утром, и для экскурсий у нас был целый день, поехали на Мамаев Курган, очень впечатлило, тихонько поднялись до самого подножия фигуры Родины, постояли в зале, наблюдали смену караула

-9

Зал "Воинской славы," памяти павших

-10

Памятник "Стоять насмерть."

-11

"Руины".

Дети и мы были под большим впечатлением от увиденного и услышанного и позже неоднократно вспоминали о комплексе, когда рассказывали о своей поездке другим. Хорошо отдыхать на теплоходе, спокойно, тихо, солнце, небольшой ветерок и вода плещется о борт.