Страна у нас одна,
а история продолжает оставаться у каждого своей.
Резюме. В статье даётся оценка новой работе О.В. Матвеева, А.И. Зудина, В.В. Воронина «Земляки и соседи: по материалам экспедиций 2020 года» (Ростов-на-Дону: Печатная лавка, 2020. 176 с.). Издание представляет собой реализацию социально значимого проекта, направленного на изучение и популяризацию добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи. В ней рассматриваются особенности взаимоотношений, в основном, русских и адыгов в условиях пограничья, анализируются народные представления о прошлом и настоящем, основные виды взаимодействия, их эволюция. Практические рекомендации, данные авторами, могут быть реализованы го-
сударственными и общественными организациями в течение ближайшего времени и будут способствовать сохранению межэтнического мира и согласия в регионе.
В прошлом году вышла в свет книга О.В. Матвеева, А.И. Зудина, В.В. Воронина, которая является предметом нашего рассмотрения в данной рецензии. Издание представляет собой реализацию социально значимого проекта, направленного на изучение и популяризацию добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи. Его название отчасти повторяет известную работу проф. Виталия Борисовича Виноградова. Очевидно, формула, найденная учёным при анализе формирования традиционного состава населения достаточно большого района Краснодарского края, пришлась «ко двору» и 25 лет спустя. Но в отличие от автора, достаточно подробно останавливающегося на предыстории соседства современных народов Кубани, историки рецензируемого труда посвятили этому лишь 1 абзац (с. 10), сосредоточив внимание на важных вехах русско-адыгского пограничья, а именно на создании в Закубанье новых линий с 40-х гг. XIX века. Хотя, на наш взгляд, нельзя упускать начальные даты тесного и постоянного соседства (1792-1794 гг.). Именно установление российской границы по Кубани и переселение сюда запорожских и донских казаков навсегда изменили этнический ландшафт региона и привели в тесное соприкосновение многие народы. Неслучайно (и это отмечают авторы на с. 22), что даже возникшие во второй половине XIX века селения жители связывали с Екатериной II.
Авторы коллективного труда основное внимание уделили взаимодействию между русским и адыгским населением и территориальным объектом исследования выбрали 4 основных района: Красногвардейский (Адыгея) и Успенский (Краснодарский край), где большинство составляют русские, и Шовгеновский и Кошехабльский районы Адыгеи, где большинство населения — адыги. Помимо представителей названных народов авторы брали интервью у чехов, эстонцев, греков, татар, абазин и др. Опросы проводились по специальной программе, тематическими блоками которой были не только исторические представления, но и современная религиозная и культурная жизнь.
Автор трёх первых очерков проф. О.В. Матвеев показал всю сложность народных представлений о «Кавказской войне», где негативные сюжеты «компенсируются» положительными характеристиками земляков и соседей, критикой в адрес собственных предводителей. Очень эмоциональны переданные автором рассказы старожилов о совместной службе, боевом братстве, взаимопомощи в трудные времена. Эти черты отличают народную историю от «классической» (где, зачастую, доминируют негативные и «сухие» по своему освещению сюжеты), позволяют ей выполнять и познавательную и воспитательную функции.
Что касается мемориальных комплексов последних лет, то Олег Владимирович прав, указывая, что здесь до сих пор отсутствует государственная идея и интеграционные проекты. «Страна у нас одна, а история продолжает оставаться у каждого своей» (с. 29).
По обоснованному мнению, автора, этнические стереотипы пограничья отличаются определённой сбалансированностью, особенно у старожильческих групп. На многочисленных примерах доказывается близость их систем ценностей, что создавало основу для взаимопонимания. Помимо авто- и гетеростереотипов крупных и малочисленных этнических групп, в работе показаны различные виды аульной (сельской, станичной) и региональной идентичности, проявлявшиеся, чаще всего, в отрыве или, наоборот, тесном взаимодействии с представителями других селений и районов страны.
Несколько упрощённо в работе показаны хозяйственно-экономические связи (применительно к современности они практически отсутствуют). На наш взгляд, их характер не мог оставаться неизменным со сменой социально-экономического строя. Этноразделение труда, сложившееся в дореволюционный период, создавало предпосылки для взаимозависимости и тесных отношений представителей разных народов. С утверждением колхозного строя хозяйственное взаимодействие приобрело иные формы (помощь при строительстве домов, выращивании новых культур и др.). При этом нельзя забывать и о соперничестве в экономической сфере. В этом разделе ощущается сильное влияние советской историографии, которая этой стороне взаимодействия всегда уделяла большое внимание.
Семейные и социальные связи в поликультурном пространстве рассмотрены В.В. Ворониным. Автор показал, какие процессы происходили с институтом семьи в условиях пограничья. Опираясь на историческую память, устную историю автор исследовал межэтнические браки, показывая, как происходила культурная адаптация партнёров, определил некоторые сферы взаимовлияний (во взаимоотношениях полов, кулинарии и др.), отношение населения к подобным союзам. В очерке рассмотрены такие виды социального взаимодействия, как усыновление и другие формы искусственного родства, умыкание невест, куначество, гостеприимство, взаимопомощь и др. При этом было выявлено наличие у жителей пограничья, как правило, владевших языком соседей, двойственного этнического самосознания (часто ситуативного).
Последний очерк (автор А.И. Зудин) посвящён культурному и конфессиональному общению и взаимодействию. На его результаты в сфере материальной культуры указывали ещё дореволюционные авторы. Несомненно, автору удалось расширить наши представления о взаимном обогащении культур пограничных этносов (прежде всего, русских и адыгов) за счёт расширения хронологии (охвачен советский и современный периоды), а также показом сюжетов, связанных с заимствованиями в области духовной культуры (праздничные, свадебные и др. виды обрядов). Наверное, только в давней межэтнической и поликонфессиональной среде можно было услышать такое парадоксальное наставление старой мусульманки: «Если тебе негде помолиться, ты можешь зайти в церковь.., потому что это Божий дом» (с. 151).
К сожалению, авторы обошли вниманием ближайший к Успенскому району город Армавир, основанный черкесо-гаями в 1839 году. Они и последующие переселенцы-армяне, накопили во многом уникальный опыт общения и взаимодействия как с русскими, так и с адыгами.
В целом авторы представили ценный опыт многовековых культурно-хозяйственных связей соседних народов Адыгеи и Краснодарского края, которые нуждаются в дальнейшем изучении и популяризации. В качестве послесловия авторы привели практические рекомендации. Они вполне могут быть реализованы государственными и общественными организациями в течение ближайшего времени и будут способствовать сохранению межэтнического мира и согласия в регионе.
Надо отдать должное авторам, которые несколько месяцев потратили на экспедиционные изыскания, что в современных условиях можно рассматривать как проявление научного подвижничества. Результатом исследования стал серьёзный труд, дающий представление, как об истории взаимоотношений народов, так и о их настоящей жизни.
Рецензируемое издание создано с использованием гранта Президента Российской Федерации. Большеформатная книга прекрасно издана и проиллюстрирована. Это не только панорамные снимки аулов и сёл, фотографии, запечатлевшие памятники и памятные места, авторов, беседующих с информантами, но и фото из домашних «архивов», музейных фондов. Большую ценность представляют дореволюционные и современные карты, характеризующие изменчивость административных и этнических границ.
Первым опытом в этом направлении исследований для О.В. Матвеева, А.И. Зудина, В.В. Воронина стали поездки в Чечню и издание коллективного труда, получившего высокую оценку. Таким образом, на наших глазах рождается серия современных (по уровню осмысления и подходам) историко-этнографичес¬ких трудов. Ждём продолжения.
Великая Н.Н. Земляки и соседи: четверть века спустя // Проблемы археологии и истории Кавказа и Европы (к 70-летию С.Л. Дударева) : Международный сборник на-учных статей. — Армавир : АГПУ ; Ставрополь : Дизайн-сту-дия Б, 2021. С. 169-172.