В 1975 году Джеймс Даулинг, теперь ставший историком Rolex и написавший целую книгу о бренде, отправился в бутик, чтобы купить свои первые серьезные часы.
Он положил глаз на вдохновленные авиацией GMT со спокойным циферблатом и красно-синим безелем. Прежде чем протянуть кредитку кассиру, Джеймс спросил, предоставят ли ему скидку, если он заплатит наличными.
«Rolex никогда не дает скидок», – ответил ему консультант, если верить Даулингу. Вот только если он готов купить другую модель – Cosmograph Daytona, Rolex могли бы предложить 20%-ную скидку. Но финансовая выгода не стоила того, чтобы Джеймс выбрал другие часы.
В 1960-х годах (тогда и создали Daytona) самыми главными преимуществами Rolex было то, что они могли показывать дату, погружаться в воду на приличную глубину и имели подзавод. Но Daytona было не под силу что-либо из этого списка.
Но уже четыре года спустя эти Rolex стали самой популярной моделью часов в мире. Что, черт возьми, могло произойти?
Такие часы, как Daytona, мастера называют профессиональными: они служат какой-то конкретной цели и в них заранее заложены необходимые функции.
Модель Submariner была сделана для дайверов. Explorer – для туристов-экстремалов. GMT – для пилотов и частых путешественников. Daytona создали для гонщиков, поэтому в них есть хронограф (секундомер), чтобы спортсменам было удобнее засекать, за какое время они прошли круг.
Rolex в описании модели на сайте пишут просто и лаконично о том, насколько хорошо она засекает время: «Daytona – это часы для победителей». В определенном смысле это абсолютная правда, потому что Rolex Daytona вручают лидерам гонок «24 часа Ле-Мана» и «24 часа Дайтоны».
Rolex представили эту модель в 1963 году, чтобы составить конкуренцию Omega Speedmaster и привлечь внимание фанатов автогонок. Часы назвали в честь одного из самых популярных заездов – Daytona 500.
Вручение модели победителям гонки – маркетинговый ход, который позволил сделать ее популярнее, потому что часы ассоциировались у всех с победителями. Точно такую же схему Rolex используют с покорителями Эвереста и теми, кто смог переплыть Ла-Манш. И хотя сейчас гонки и Nascar – это увлечение не только представителей высшего класса общества, как это было, когда создавали Daytona, подобная ассоциация все еще работает на руку бренду.