Напишу немного о своих репетиторских делах.
Этим летом происходит что-то необыкновенное! Обычно в мае родители уже просят репетиторов закончить занятия. Всё, каникулы! До встречи в сентябре! Но в этом году случилось нечто странное. Многие родители решили, что детям надо ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕТОМ. Более того: появилось много заявок от родителей, желающих, чтобы их ребёнок занимался математикой все три летних месяца! Без отдыха!
Конечно, я рада, что у меня есть работа в летний период, но всё равно мне жалко детей. Я понимаю, если ребёнок посвящает лето занятиям спортом, туризмом, плаванием или, в конце концов, живописью на природе, но почему математикой? Неужели учебного года для этого было недостаточно? И ведь репетиторов летом приглашают вовсе не родители выпускников, которых надо срочно подготовить к экзаменам. Приглашают родители учеников начальной школы! Третьеклассников, например.
Итак, на днях я познакомилась с очаровательной девочкой - третьеклассницей Верой, к которой надо было ходить два раза в неделю заниматься математикой. Эта девочка была вовсе не двоечницей, она училась на "четыре", только мама её очень переживала, поскольку иногда Вера получала "тройки". Не часто, но бывало. Поэтому море и поездку на дачу отменили. Мама решила посвятить это лето тому, чтобы подтянуть Веру по математике. Просто занятий с репетитором маме было недостаточно, она ещё просила меня, чтобы я давала её дочери большое домашнее задание.
Ну, что тут сказать?
Итак, первое занятие. Несмотря на такие тяжёлые условия, девочка была очень дисциплинированной. Многие мои ученики жаловались, что в мае учиться неохота, отвлекались, задавали вопросы не по теме. А уж об июне и говорить нечего. А Вера не выражала никакого протеста, делала всё быстро - так, как учили их в гимназии. Прочитав условие задачи, Вера сразу же делала краткую запись, расставляла вопросительные знаки в нужном месте и начинала решать. Все действия у неё были отрепетированы: пояснения после каждого действия и ответ. Всё было чётко. Только была одна проблема. Вера совсем не понимала смысла задачи, не чувствовала размеры чисел. Я заметила, что она работала по выученному шаблону.
Вот, например, была такая задача: "Для изготовления одного книжного шкафа требуется 6 досок. На фабрике есть 42 доски. Какое число шкафов из них можно сделать?"
Вера логично пишет:
1 шкаф - 6 д.
? шк. - 42 д.
Решение:
42 * 6 = 252 (ш.)
Ответ: 252 шкафа.
Это из 6 досок-то!
Тут дело не в том, что Вера перепутала знак (вместо "деления" поставила "умножение"). Дело в том, что она вообще не представляет процесс, не видит этих шкафов, она просто выполняет шаблон. Её натренировали по тем задачам, где требовалось умножение, поэтому она и ошиблась.
Ещё одна задача на площадь (S) и периметр (Р) прямоугольника.
Дано:
S = 36 см2
а = 4 см
Найти Р
Вера наизусть помнит формулы площади и периметра. Если её попросить написать их, то пишет она их мгновенно и без ошибок. Но смысла она не понимает.
Вера записывает вот такое решение:
Р=2*(а+S)
Её не смущает, что S - это площадь, а не другая сторона (напоминаю правильную формулу Р=2*(а+b) на всякий случай).
Сначала я подумала: "Возможно, мама Веры именно поэтому меня и пригласила. Она хочет научить дочку находить смысл в задачах". Но потом я поняла, что это не так. Мама Веры хотела нагрузки, нагрузки и нагрузки и считала, что именно это приведёт к хорошему результату. Она была уверена, что чем больше Вера будет учиться, тем лучше будут оценки.
Тем не менее, я взяла на себя смелость замедлить темп, чтобы объяснить Вере смысл той или иной задачи.
Вот моё объяснение, касающееся первой задачи (о шкафах):
Тут Вера опомнилась: "А-а! Это я знак перепутала!"
И написала правильно:
42:6=7 (ш.)
Ответ: 7 шкафов
Хотелось бы, что такая картинка возникала у детей в голове, когда им нужно решить очередную задачу. Они должны осознать то, о чём идёт речь в задаче, а не подбирать подходящий шаблон. Если в голове это не умещается, то мы с учениками рисуем сюжет нашей задачи на бумаге. Задачи даются не для того, чтобы угадать нужное действие. Задачи для того, чтобы понимать процесс, осознавать, что происходит.
Вернёмся к теме лета. С моей точки зрения, всё-таки в жизни должны быть и работа, и отдых. Школьного образования это тоже касается. Обучение - это тяжёлая работа, намного тяжелее, чем совершать одинаковые привычные действия, как это бывает у многих взрослых на работе. Нельзя заставлять ребёнка работать круглый год. Должна быть смена деятельности. Это не значит, что всё лето надо лежать в кровати. Летом надо заниматься летней деятельностью: например, сажать растения на даче, путешествовать, гулять, плавать, играть. Есть же у нас суточный режим: днём работаем, ночью отдыхаем. Также должен быть и годовой режим, например, осенью - зимой - весной работаем, а летом отдыхаем. Иначе организм не выдержит. При работе без отдыха производительность труда будет только уменьшаться, или её не будет совсем. Вот моё мнение.