Соломатина Алёна арт-трек «Театральные подмостки».
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) – русский предприниматель и меценат.
С юношества Савве Мамонтову нравилось заниматься музицированием, пением, общаться в обществе творческих личностей. Во время пребывания в Милане Савва Мамонтов проявил интерес к оперному искусству и пению. После женитьбы Мамонтов купил у Аксаковых имение в Абрамцево. У Саввы Ивановича в усадьбе начали часто гостить и работать многие художники и артисты, входившие в знаменитый мамонтовский кружок — В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. Вместе с ними он начал ставить любительские спектакли, одним из которых стал спектакль «Снегурочка» А. Островского. В то время императорские театры экономили на декорациях и костюмах, но Мамонтов денег не жалел. Он говорил: «Если декорации подавляют исполнителей, разумеется, это плохо, но еще хуже, когда уши радуются, а глаза скорбят на убогих костюмах и полинявших полотнищах». Старинные костюмы для спектакля он покупал у тульских крестьян, а декорации поручил написать художнику В. Васнецову. Зрителей впечатлила сценография, но сама постановка больше напоминала самодеятельность, так как актеры не были профессионалами.
Чуть позже В. Поленов создал в Абрамцеве хор, написал декорации и Мамонтов поставил оперу – третий акт из «Фауста». Постановка гостям понравилась и они предложили Мамонтову создать частную оперу.
В 1884 году он поставил оперу «Алая роза» по мотивам сказки С. Аксакова «Аленький цветочек», в которой либретто создал сам, а музыку композитор Н. Кротков.
В XIX веке у русских композиторов появился интерес к опере.
Из исторических и волшебно-эпических опер П. Чайковского, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина сложился национальный репертуар.
Осенью 1884 года Савва Иванович объявил за семейным обедом, что все-таки решил создать в Москве частный оперный театр. В театре он поставил «Русалку» А. Даргомыжского, «Аиду» Д. Верди, «Садко» Н. Римского-Корсакова и многие другие. По стечению обстоятельств в январе 1904 года театр закрылся, но по словам композитора Б. Асафьева, его существование стало «поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки». А К. Станиславский говорил: «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство».
Так Савва Мамонтов привил публике любовь к русской опере.