Данная статья относится к Категории: Функционально-стоимостной анализ
- Если у тебя тысяча лёгких колесниц и тысяча тяжёлых, сто тысяч солдат, если провиант надо отправлять за тысячу миль, то расходы внутренние и внешние, издержки на приём гостей, материал для лака и клея, снаряжение колесниц и вооружения - всё это составит тысячу золотых в день. Только в таком случае можно поднять стотысячное войско.
- Если ведут войну и победа затягивается - оружие притупляется и острия обламываются; если долго осаждают крепость - силы подрываются; если войско надолго оставляют в поле - средств у государства не хватает.
- Когда же орудие притупится и острия обломаются, силы подорвутся и средства иссякнут, цари, воспользовавшись твоей слабостью, поднимутся на тебя. Пусть тогда у тебя и будут умные слуги, после этого ничего поделать не сможешь.
- Поэтому на войне слышали об успехе при быстроте её, даже при неискусности её ведения, и не видели ещё успеха при продолжительности её, даже при искусности её ведения.
- Никогда ещё не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству. Поэтому тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны.
- Тот, кто умеет вести войну, два раза набора не производит, три раза провианта не грузит; снаряжение берёт из своего государства, провиант же берёт у противника. Поэтому у него и хватает пищи для солдат.
- Во время войны государство беднеет оттого, что далеко возят провиант. Когда провиант нужно возить далеко, народ беднеет.
- Те, кто находится поблизости от армии, продают дорого; а когда они продают дорого, средства у народа истощаются; когда же средства истощаются, выполнять повинности трудно.
- Силы подрываются, средства иссякают, у себя в стране в домах пусто; имущество народа уменьшается на семь десятых; имущество правителя: боевые колесницы поломаны, копи изнурены, шлемы, панцири, луки и стрелы, рогатины и малые щиты, пики и большие щиты, волы и повозки - всё это уменьшается на шесть десятых.
- Поэтому умный полководец старается кормиться за счёт противника. При этом один фунт пищи противника соответствует двадцати фунтам своей, один пуд отрубей и соломы противника соответствует двадцати пудам своей.
- Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность.
- Если при сражении на колесницах захватят десять и более колесниц, раздай их в награду тем, кто первый их захватил, и перемени на них знамена. Перемешай эти колесницы со своими и поезжай на них. С солдатами же обращайся хорошо и заботься о них. Это и называется победить противника и увеличить свою силу.
- Война любит победу и не любит продолжительности.
- Поэтому полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства».
Сунь-Цзы / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1972 г., с. 203-204.
И далее – глава: «Стратегическое нападение»:
- «Сунь-цзы сказал: «По правилам ведения войны наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте - сокрушить это государство. Наилучшее - сохранить армию противника в целости, на втором месте - разбить её. Наилучшее - сохранить бригаду противника в целости, на втором месте - разбить её. Наилучшее - сохранить батальон противника в целости, на втором месте - разбить его. Наилучшее - сохранить роту противника в целости, на втором месте - разбить её. Наилучшее - сохранить взвод противника в целости, на втором место - разбить его. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь.
- Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска. Самое худшее - осаждать крепости. По правилам осады крепостей такая осада должна производиться лишь тогда, когда это неизбежно. Подготовка больших щитов, осадных колесниц, возведение насыпей, заготовка снаряжения требуют три месяца; однако полководец, не будучи в состоянии преодолеть свое нетерпение, посылает своих солдат на приступ, словно муравьёв; при этом треть офицеров и солдат оказываются убитыми, а крепость остаётся не взятой. Таковы гибельные последствия осады.
- Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берёт чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет всё в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому и можно, не притупляя оружия, иметь выгоду - это и есть правило стратегического нападения.
- Правило ведения войны гласит: «Если у тебя сил в десять раз больше, чем у противника, окружи его со всех сторон; если у тебя сил в пять раз больше, нападай на него; если у тебя сил вдвое больше, раздели его на части; если же силы равны, сумей с ним сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него; если у тебя что-то хуже, сумей уклониться от него. Поэтому упорствующие с малыми силами делаются пленниками сильного противника».
- Полководец для государства всё равно что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым.
- Поэтому армия страдает от своего государя в трёх случаях: когда он, не зная, что армия не должна выступать, приказывает ей выступить; когда он, не зная, что армия не должна отступать, приказывает ей отступить; это означает, что он связывает армию; когда он, не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство; тогда командиры в армии приходят в растерянность; когда он, не зная, что такое тактика армии, руководствуется при назначении полководца теми же началами, что и в государстве; тогда командиры в армии приходят в смятение.
- Когда же армия приходит в растерянность и смятение, настигает беда от царей. Это и означает расстроить свою армию и отдать победу противнику.
- Поэтому знают, что победят в пяти случаях: побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им. Эти пять положений и есть путь знания победы.
- Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».
Сунь-Цзы / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1972 г., с. 204-206.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
Древнекитайский трактат «Тридцать шесть стратагем»
+ Плейлист VIKENT.RU из 20-ти видео:
МЕТОДИКИ КРЕАТИВА / ТВОРЧЕСТВА
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
- Сунь-Цзы — древнекитайский стратег, которому приписывается авторство знаменитого одноимённого трактата о военной стратегии / TrendsCatchers & Изображение ELG21 с сайта Pixabay
#vikent_ru #история древнего мира #методика #методические рекомендации #стратегия #тактика #сунь-цзы #военное дело