Скажите, как у Вашей дочери обстоят дела с абстракцией? Воспринимает ли она понятия «сладкий-кислый», «лёгкий-тяжёлый», «большой-маленький», «горячий-холодный» и т.д.? Использует ли эти слова в речи? Понимает ли смену времён года, месяцев, дней недели? Знает ли свой возраст?
Ох, с этим у моей дочери сложно. Я бы сказала, что никак. Вернее, как сказать. Я думаю, что она многое знает и понимает, но ответить на вопрос - не ответит.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 15 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
Она прекрасно понимает большое/маленькое, горячее/холодное. Но по картинке, например, не скажет, что мороженное - холодное, а суп - горячий (если это будет нарисовано). Но прекрасно знает, что суп может быть горячий и на него нужно дуть. Или что из крана может потечь горячая/холодная вода. То есть сенсорно она все это воспринимает отлично.
Слова в речи такие она вообще не использует. Равно как и такие характеристики как "вкусно"/"не вкусно". То есть не скажет - был вкусный торт или не вкусный хлеб. Или не объяснит почему она не хочет тот или иной продукт. Может он для неё не вкусный или не приятный по ощущениям, но она этого не скажет.
Скажем так, у неё в речи вообще преобладают существительные, глаголы и наречия, если уж говорить о структуре речи.
Однако пассивный словарь у неё достаточно широк. Поэтому она понимает "принеси маме новый телефон", "принеси большое полотенце" и так далее.
Вот что касается времени года, календаря, дней недели - с этим давно порядок. Одно время это был её специнтерес, если можно так сказать. Пару лет дочь была зациклена на датах и календаре.
Я давно уже писала на эту тему:
Смену времен года понимает отлично. Какой месяц когда, к какому времени года он относится. Но при этом понимания того, что со сменой времени года нужно менять и одежду - этого понимания нет. То есть, если увидит снег на улице, то не даст понять, что нужно сапоги и куртку потеплее.
Дни недели тоже знает, понимает. Опять же, удалось все это внедрить благодаря ассоциативному ряду - каждый день ассоциировался с человеком и местом, где занимались. Ну и суббота значит Макдональдс - тоже сыграло свою роль когда-то )))
Сколько ей лет она знает. Адрес, где мы живём тоже знает. Всему этому мы её научили. Её имя, фамилия, как зовут маму, папу, бабушек, других родных. Но тут другой вопрос - как выучить несведующему человеку эту информацию из неё? Я не говорю о том, что можно и где-то нужно делать метки на одежде ребёнка с аутизмом с координатами родителей или еще как-то. Это уже другой вопрос.
Но знаниями о себе она обладает. И просто так её не будет ходить рассказывать. Правильные вопросы к ней со стороны постороннего и терпение помогут получить нужную информацию.
В общем, с абстрактным мышлением у дочери неизвестно как. Достоверно что у неё в голове мы не знаем. Но скорей всего никак, так как люди с аутизмом вообще плохо воспринимают иносказание. Дом - это дом, корова - это корова (животное, а не толстая женщина, например) )))
#навыки_при_аутизме