3 июня 1860 года родился Михаил Перхин - главный мастер фирмы Карла Фаберже, автор 28 из 50 пасхальных яиц, созданных по заказу последних русских императоров - Александра III и Николая II.
Михаил Евлампиевич Перхин (1860–1903) родился в Олонецкой губернии, в деревне в 35 км от Петрозаводска. В 17-летнем возрасте прибыл в Петербург, обучался, вероятно, у ювелира Владимира Финикова, одного из ведущих мастеров фирмы «Болин», на дочери которого в 1884 году женился. В том же году он сдал экзамен на звание мастера золотых дел.
В середине 1880-х годов стал работать на Фаберже, с помощью которого в 1888 году открыл мастерскую, которая впоследствии, с 1901 стала размещаться в доме Карла Фаберже на Большой Морской, 24. Это была одна из самых многочисленных мастерских Фаберже, которая насчитывала 50-60 сотрудников.
ИМПЕРАТОРСКИЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
Мастерская Михаила Перхина, создававшая широчайший ассортимент ювелирных произведений, прославилась своими предметами из многоцветного золота, золотыми и серебряными изделиями с прозрачной эмалью. Особую известность мастер приобрел благодаря императорским заказам и созданию драгоценных пасхальных яиц.
В собрании Музея Фаберже представлены пять императорских пасхальных яйца, созданных Михаилом Перхиным по заказу последних русских императоров Александра III и Николая II: «Ренессанс» (1894), «Бутон розы» (1895), «Коронационное яйцо» (1897), «Ландыши» (1898) и яйцо-часы «Петушок» (1900).
Кроме пасхальных яиц для членов императорской семьи мастерская, возглавляемая Михаилом Перхиным, создавала подобные предметы и для других высокопоставленных клиентов.
ЯЙЦО ГЕРЦОГИНИ МАЛЬБОРО
Обладательницей ювелирного пасхального яйца с клеймом Михаила Перхина стала и Консуэло Вандербильт, правнучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта и супруга английского герцога Чарльза Ричарда Джона Спенсера Черчилля, 9-го герцога Мальборо. В 1902 для нее было исполнено изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы со стрелкой-змеей - яйцо герцогини Мальборо.
ПАСХАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ КЕЛЬХ
В мастерской Михаила Перхина между 1898-1903 было создано семь пасхальных яиц, принадлежавших русской купчихе Варваре Петровне Базановой. По роскоши отделки и качеству исполнения они ничуть не уступали императорским. В собрании Музея Фаберже представлены первый («Курочка») и последний («Шантеклер») пасхальный шедевр Варвары Кельх.
В мастерской Перхина до 1903 года были созданы почти все императорские пасхальные яйца, а помимо них и другие сложные предметы по заказам высочайших особ и всего сановного Петербурга.
КАБИНЕТСКИЕ ПОДАРКИ
К числу работ мастерской Михаила Перхина относится ряд подарков, которыми обменивались члены императорской семьи. Рамка из горного хрусталя с портретом императора Николая II в форме лейб-гвардии гусарского полка поражает изяществом отделки, проявившемся в множестве тончайших деталей. Прямоугольные фасетированные пластины горного хрусталя скомпонованы и смонтированы в золотою оправу в мастерской Михаила Перхина в 1899–1900 годах. Медальон с монограммой «МѲ» под императорской короной свидетельствует о принадлежности рамки императрице Марии Федоровне, ножка рамки также стилизована под букву «М».
Императрица Александра Федоровна в августе 1898 года подарила своему супругу «пробковый» портсигар. В счете от 20 июля 1898 года он обозначен как «Портсигар пробкового дерева с двумя портретами детей Их Величеств». Действительно, главным украшением портсигара являются два миниатюрных портрета старших дочерей Николая II — Ольги и Татьяны. Ряды миниатюрных алмазных «роз» образуют формы двух цветков вокруг самих портретов, закрытых портретными бриллиантами. Факсимильная гравировка по позолоченной основе корпуса «В память о Москве / 16 августа 1898 / от твоей любящей / Аликс» посвящена визиту императорской четы с детьми в Москву по случаю открытия памятника Александру II в Кремле.
ФАНТАЗИЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Популярность среди русской и европейской публики Фаберже завоевал в том числе и благодаря фантазийным предметам, служившим прекрасным подарком для любого повода. Всевозможные изящные безделушки создавались в мастерской под руководством Михаила Перхина.
В Музее Фаберже хранится миниатюрная корзинка с ландышами. Ее изготовил в 1895–1898 годах главный мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин. Прежде она принадлежала принцессе Марине, герцогине Кентской, внучке великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III. Это золотая плетеная корзинка, доверху наполненная мхом из зеленого золота, над которым словно парят жемчужные цветы ландыша на золотых стебельках с нефритовыми листиками.
Вдохновение для своих objets de fantaisie Фаберже черпал как из современного декоративного искусства, так и в произведениях прошлых эпох. Одним из таких источников вдохновения для него была европейская миниатюрная мебель XVIII века. Например, в музее находится миниатюрный портшез, покрытый полупрозрачной желтой эмалью, с ручками из слоновой кости и оконцами из горного хрусталя. Фаберже были выполнены всего несколько таких портшезов.
К числу фантазийных предметов, отмеченных клеймом Михаила Перхина, относится фигурка слона из дымчатого кварца. Высочайшей государственной наградой Дании является орден Слона с орденским знаком в виде белого эмалевого слона, несущего на спине боевую башенку, украшенную драгоценными камнями. Фаберже создал несколько камнерезных фигурок на тему этого орденского знака. Слон из дымчатого кварца в 1893 году за 165 рублей приобрел у Фаберже Кабинет Его Императорского Величества, и в августе того же года император Александр III и императрица Мария Федоровна преподнесли ее в качестве подарка во время визита в Копенгаген.
ШЕДЕВРЫ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рассказ о творчестве выдающегося мастера фирмы Фаберже Михаила Перхина был бы неполным без упоминания так называемых предметов массового производства. Эти произведения можно было приобрести в магазине Фаберже, из цена варьировалась в зависимости от стоимости использованных материалов. Но при этом, клиент был уверен, что выполнены эти произведения с той же тщательностью, что и императорские заказы.
О жизни выдающегося мастера фирмы Фаберже, в чьей мастерской создавались важнейшие заказы, сохранилось мало сведений. Известно, что Михаил Перхин пользовался авторитетом и доверием своих подчинённых. Он был дружен со своим подмастерьем, финским мастером Генриком Вигстрёмом (1862–1923). Перхин был не просто наставником Вигстрёма. Ювелиры дружили семьями. Михаил Евлампиевич с супругой были крёстными детей своего ученика. После смерти Перхина его мастерскую возглавил Вигстрем, продолжив изготовление больших пасхальных яиц и прочих ответственных заказов.
Жизнь Михаила Перхина оборвалась, когда ему было всего 43 года. От продолжительной болезни мастер скончался в больнице для душевнобольных в 1903 году.
Спустя столетие после смерти ювелира, память о нем живёт в его блистательных произведениях. Их с большой любовью и гордостью хранит Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, для того, чтобы вы придя сюда смогли испытать гордость за удивительных людей, живших в нашей стране.