Найти тему
Kinoryba

Colosseum - Valentyne Suite (1969)

В детстве я очень любил английский блюз. В юности тоже, да и сейчас люблю. Но в юности, следя за перемещением музыкантов, игравших с Джоном Мэйолом, набрел на эту чудо-группу - без преувеличения. Набрел и сразу запал - вместе со всей небольшой тогда компанией друзей, торчавших на Бердоне, Мэйолле, Дунбаре и Кифе Хартли. Впрочем, второй альбом Colosseum если чем-то и напоминает музыку Мэйолла, то лишь период его авангардизма в Bare Wires да и то номинально. Музыканты, освободившись от диктата мэтра Мэйолла вспомнили, чему их учили, что они умеют и любят - и развернулись по полной. Крепчайший, стремительный и мощный как несущийся со скоростью 200 километров в час товарный состав - причем, очень красивый - вот так звучит джаз-рок-фьюжн-арт, записанный на этой пластинке. Слово "рок" здесь говорит только об инструментарии и подаче - ну и гитарных пассажах Литерлэнда. Условным "роком" может называться первая песня - The Kettle, в меньшей степени и с большим уклоном в джаз - Elegy, дальше уже идут джазовый блюз Butty's Blues и балладобразная, но очень быстрая (и очень громкая) - как и все песни группы - The Machine Demands A Sacrifice.
Вторая сторона альбома предназначена для вечности - в смысле том, что слушать ее можно и сейчас, спустя почти 50 лет после записи и, вероятно, еще через 50 она будет звучать так же современно. Перефразируя Ленина, скажу, что "Эта штука посильнее, чем "Таркус" Эмерсона". Многочастевая (заявлена как трех- но, фактически, куда больше) сюита The Valentine Suite не раскрывает мастерство музыкантов - оно уже давно раскрыто, но удивляет широтой их взглядов и возможностью совмещать совершенно разные стили в одном произведении так, что оно выглядит цельно и совершенно не эклектично. Здесь все во власти Дэйва Гринслэйда - потрясающего пианиста, композитора и автора отличных песен. Духовые с хаммондом и вибрафоном, обещающим музыкальную сказку (обещание сбудется) - играют что-то вроде увертюры - а потом начинается то самое сказочное путешествие, которого уже ждёшь с первых таков. Торжественно отбивают начало основной части классический рояль Гринслэйда и саксофон Хэкстола-Смита - "классический", а-ля Бах фрагмент переходит в бешеный блюзовый рифф с улетающими, скоростными сочными пассажами хаммонда и джазовыми ударными худрука этой ракеты - Хайсмана. После блюзового рева - снова в классику с хором, уход от мэйолловского блюза и эмерсоновской псевдоклассики в чистый арт-рок с духовыми, и, в конце концов - Литерлэнд перехватывает инициативу всадив в этот удивительный микс из джаза и всей музыки мира свою чисто роковую гитару, играя вплоть до гранд-финала, который, как и положено - торжественен до стойки смирно и музыкален как Филармония. Пожалуй, это лучшее арт-роковое (джаз? блюз?) произведение британских музыкантов конца 60-х.