Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция "Менделеевская": что обозначает её необычный декор

Оглавление

Правда ли, что во время строительства конструкции могло полностью затопить, а также повредить все коммуникации рядом? Почему станцию назвали "Менделеевской"? В форме чего сделаны люстры на платформе? Какие химические элементы можно увидеть в оформлении станции? А также - что изображают необычные круглые панно на путевых стенах? И за счёт чего станция получилась такой просторной? Об этом и не только расскажу сегодня.

Спешка нужна только при ловле ...

Станция "Менделеевская" открылась 31 декабря 1988 года в составе нового участка будущей Серпуховско-Тимирязевской линии. От "Чеховской" до Савёловской". Многие москвичи, которые жили в тех краях и даже несколько дальше, очень ждали ввода в строй этого отрезка. Изначально его планировали сдать ещё в середине 1980-х, но помешали трудные геологические условия, а ближе к концу десятилетия и недостаточное финансирование. Хотя сами проходчики выполняли свой долг самоотверженно, стараясь всеми силами успеть до нового 1989 года. Открывать станции в последние декабрьские дни тогда было принято.

Строительство станции "Менделеевская", 1988. С сайта www.pastvu.com.
Строительство станции "Менделеевская", 1988. С сайта www.pastvu.com.

Однако излишняя торопливость привела к недоделкам, характерным для всех станций нового участка. Правда пассажирам они не были очевидны, так как касались не отделки. Зато специалисты замечали их в большом количестве. Например, в журнале "Огонёк" за январь 1989 года, можно найти жалобу от механика, ответственного за проверку электричества. По его словам, кто-то из рабочих в спешке забил в кабель гвоздь. Однако в стену его уже вмонтировали, поэтому найти проблему не так просто.

Отделочные работы на станции "Менделеевская", 1988. С сайта www.pastvu.com.
Отделочные работы на станции "Менделеевская", 1988. С сайта www.pastvu.com.

Если говорить конкретно про "Менделеевскую", то с её строительством связана весьма захватывающая #история . Во время сооружения станции, в ноябре 1986 года, на глубине 20 метров произошёл обвал породы. Ситуация сложилась непростая: рядом находился огромный плывун (смесь воды и песка). Он мог затопить уже возведённые конструкции. При самом неудачном раскладе, в образовавшуюся воронку попали бы и коммуникации: газопровод, водопровод, канализационный коллектор, электрические кабели и даже трамвайные пути на Сущёвской улице. К счастью, благодаря невероятным усилиям строителей, избежать этого удалось.

Белоснежный храм в честь науки о веществах

Некоторые считают, что #Менделеевская напоминает "Пушкинскую" Таганско-Краснопресненской линии. Но если присмотритесь, то вы поймёте: станции хоть и схожи конструктивно, однако их декор и отделка сильно отличаются. Проект сооружения разработала архитектор Нина Алёшина. Она создала образ, чем-то напоминавший станции Кольцевой линии. Здесь, конечно, уже не было вензелей, лепнины и витражей. Но на платформе чувствуется простор и некая монументальность. Ощущение возникает за счёт двух вещей. Во-первых, своды центрального зала выше, чем над боковыми платформами. Во-вторых колонны и путевые стены отделали белоснежным мрамором. Им же облицован торец платформы.

Станция "Менделеевская", 2017. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Станция "Менделеевская", 2017. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Название станция получила в честь Химико-Технологического института, который находится недалеко, на Миусской площади. Он также носит имя Дмитрия Ивановича. Однако декор станции был посвящён не столько личности самого Менделеева, сколько химии, как науке в целом. Главной изюминкой платформы стало, конечно же, освещение. В центральном зале на сводах расположены люстры в виде кристаллической решётки. Шары в ней символизируют атомы. Вживую смотрится красиво. Фотографии, к сожалению, не передают этого полностью.

Похожие светильники находятся и над боковыми платформами. Только их размер чуть-чуть меньше. В центральной части станции, на путевых стенах, разместили 8 круглых мраморных панно (по 4 с каждой стороны). Что на них изображено, простому человеку не понять. В архитектурных путеводителях пишут, что деформационная электронная плотность разных молекул; некий физико-химический процесс; или же атомное и молекулярное строение вещества. Если среди моих читателей есть люди, сведущие в этой науке, то подскажите, пожалуйста.

Увлекательный мир химии

В обоих торцах платформы сделали любопытные панно. Над выходом в город изобразили камеру роста искусственных кристаллов и собственно сами кристаллы. На противоположной стороне целая композиция, которая называется "Сон Менделеева". В центре - сам учёный. Его глаза, кстати, открыты. Поэтому не совсем понятно, откуда взялось такое наименование. Вокруг Дмитрия Ивановича располагаются разные химические элементы из периодической системы.

Пол станции выложили тёмным, красным и чёрным гранитом. Вдоль центральной части платформы сделали узор в виде квадратов. Также интересные детали есть и в отделке колонн. Посмотрите на рельефные полосы на фотографиях ниже. А также на углубления между арками. Честно говоря, не знаю, элемент декора ли это или же конструктивная необходимость. Переход на Кольцевую линию сделали с помощью лестницы. Но расположили их очень низко. Идти под ними по платформе не очень удобно.

Оформление колонн, путевой стены и пола на станции "Менделеевская". Обратите внимание на рельефные детали арок и самих колонн, 2022. Фото моё.
Оформление колонн, путевой стены и пола на станции "Менделеевская". Обратите внимание на рельефные детали арок и самих колонн, 2022. Фото моё.

Изначально выход в город представлял собой обыкновенный подземный переход. Однако в 2000-х появился стеклянный офисно-торговый центр, который поглотил конструкцию. В подземном переходе можно увидеть памятник "Сочувствие". Его установили в 2007 году, в память об убитой собаке по кличке Мальчик. Сотрудники #метро приютили пса на станции. А в 2002 году его лишила жизни москвичка, которую потом признали невменяемой. Подробно историю рассказывать не буду, можете посмотреть в интернете.

В целом, станция получилась одной из самых красивых для своего времени. Здесь присутствует идея, которая получила прекрасное воплощение. Находиться на платформе приятно. Немногие станции Московского метро вызывают схожие чувства. Хотя свободной "Менделеевскую" не назовёшь. Ей, по данным на 2021 год, пользовались 82 тысячи человек в сутки. В первую очередь, это студенты. Помимо Химико-технологического университета, недалеко находится МГУПС (бывший МИИТ). Так что лучше всего сюда приезжать летом, чтобы лучше рассмотреть станцию.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!