Многие картины Матисса выглядят так, будто это плоды счастливого и беспечного вдохновения. Между тем большинство из них возникло в результате строго размеренного упорного труда, сосредоточенного внимания, напряжения физических и моральных сил. «Публика против вас, — писал Щукин Матиссу в 1910 году, — но будущее за вами». Когда дружба с твоим лучшим другом превращается в боксерский поединок, общетсвенность называет твою живопись " дикой", студенты Чикагского Художественного Института сжигают твои наброски, но в тебя верит один русский коллекционер, и этого достаточно, чтобы не сойти с ума.
Родился Матисс в маленьком городке Като
на севере Франции и вплоть до восемнадцати лет не покидал провинции. Приступ болезни навсегда изменил ход жизни и карьеры Матисса. Перенеся острый приступ аппендицита в возрасте двадцати лет, он был оставлен на временный постельный режим. Во время его выздоровления мать Матисса, Анна Элоиза, принесла ему набор художественных принадлежностей, чтобы помочь ему скоротать время, и он влюбился в живопись!
Долгий путь к искусству
Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки. Отец же был торговцем зерном, прочил сыну карьеру юриста и не очень-то был доволен, когда тот решил стать художником. Для осуществления намерения стать художником молодому Матиссу пришлось преодолеть немало препятствий. По странной случайности его первым наставником был в свое время знаменитый художник Бугро. Трудно себе представить большую противоположность между живописью Бугро и бурной, красочной живописью его ученика.
Бесконечное копирование гипсов, бессмысленная тушевка карандашом - подобная система преподавания претила молодому Матиссу. В 1892 году Матисс покинул академию после неудачного года и начал то, что впоследствии стало долгим и плодотворным ученичеством у художника-символиста Гюстава Моро, который лелеял более экспериментальные наклонности художника.
Бедность
Материальное положение Матисса долгое время было тяжелым. Ради заработка ему приходилось браться за тяжелый труд маляра и выполнять декоративные росписи.
Негативное восприятие публикой
Для публики и некоторых критиков, особенно в США, радикальное использование цвета Матиссом было возмутительным, даже оскорбительным. Реакция могла быть странной — в 1913 году, когда «Голубая обнаженная» (1907–08) отправилась в Чикаго, студенты Художественного института сожгли эскиз работы.
В 1905 году на выставке "Осеннего салона" появление картин Матисса и его друзей вызвало настоящий скандал. Их назвали "дикими", и только после того как это название вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Через два года Матисс выставляет картину "Роскошь"- свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. По словам американской писательницы Гертруды Стайн, Матисс был глубоко обижен этим приемом, но не отказывался от своих дерзаний.
Соперничество
Пикассо был на одиннадцать лет моложе его и стал его другом на всю жизнь и его главным соперником в творчестве. Матисс игриво назвал их отношения «боксерским поединком».
Зависимость от капризов художественной моды
На протяжении своей жизни он постоянно сталкивался с зависимостью искусства от художественного рынка, от маршанов, от капризов моды. Широкое признание избавляло его от нужды. Но ему всегда было невыносимо, когда являлись покупатели и необходимо было вступать с ними в коммерческие сделки, а самое главное -расставаться со своими работами, которые самому художнику нужны были для того, чтобы, отталкиваясь от них, двигаться вперед.
Строгая дисциплина
Успехи Матисса в искусстве давались ему нелегко, может быть, даже труднее, чем его менее одаренным товарищам. И потому ради служения искусству ему пришлось подчинить свою жизнь строжайшей дисциплине. Не отличаясь хорошим здоровьем, в частности постоянно страдая от бессонницы, Матисс должен был отказывать себе во всякого рода развлечениях лишь бы сохранить работоспособность, иметь возможность ежедневно с раннего утра стоять перед мольбертом.
Семейная трагедия
Южное побережье Франции с его ясным солнцем, прозрачным воздухом, яркими красками, богатой растительностью и лазурным морем привлекало Матисса. В 1938 году он переселился на юг, сначала в Ниццу, затем в Ванс. Однако вскоре началась Вторая мировая война, и на долю художника выпало много горя. Маргарита Матисс, дочь художника от ранних отношений, стала лидером французского Сопротивления во время Второй мировой войны. Она была схвачена гестапо в 1944 году и направлялась в концлагерь Равенсбрюк, когда чудом судьбы бомбардировка союзников сорвала поезд, перевозивший ее, и ей удалось бежать.
Для создания этого материала мы читали :