Найти в Дзене
bau

Трудно быть Матиссом: какой ценой художник достиг успеха ?

Оглавление

Многие картины Матисса выглядят так, будто это плоды счастливого и беспечного вдохновения. Между тем большинство из них возникло в результате строго размеренного упорного труда, сосредоточенного внимания, напряжения физических и моральных сил. «Публика против вас, — писал Щукин Матиссу в 1910 году, — но будущее за вами». Когда дружба с твоим лучшим другом превращается в боксерский поединок, общетсвенность называет твою живопись " дикой", студенты Чикагского Художественного Института сжигают твои наброски, но в тебя верит один русский коллекционер, и этого достаточно, чтобы не сойти с ума.

Ранняя работа Анри  Матисса "Мост через Сену", 1897, частная коллекция
Ранняя работа Анри Матисса "Мост через Сену", 1897, частная коллекция

Родился Матисс в маленьком городке Като

на севере Франции и вплоть до восемнадцати лет не покидал провинции. Приступ болезни навсегда изменил ход жизни и карьеры Матисса. Перенеся острый приступ аппендицита в возрасте двадцати лет, он был оставлен на временный постельный режим. Во время его выздоровления мать Матисса, Анна Элоиза, принесла ему набор художественных принадлежностей, чтобы помочь ему скоротать время, и он влюбился в живопись!

Анри Матисс с любимой кошкой
Анри Матисс с любимой кошкой

Долгий путь к искусству

Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки. Отец же был торговцем зерном, прочил сыну карьеру юриста и не очень-то был доволен, когда тот решил стать художником. Для осуществления намерения стать художником молодому Матиссу пришлось преодолеть немало препятствий. По странной случайности его первым наставником был в свое время знаменитый художник Бугро. Трудно себе представить большую противоположность между живописью Бугро и бурной, красочной живописью его ученика.

Вильям Бугро, Рождение Венеры, 1879, Музей Орсе
Вильям Бугро, Рождение Венеры, 1879, Музей Орсе

Бесконечное копирование гипсов, бессмысленная тушевка карандашом - подобная система преподавания претила молодому Матиссу. В 1892 году Матисс покинул академию после неудачного года и начал то, что впоследствии стало долгим и плодотворным ученичеством у художника-символиста Гюстава Моро, который лелеял более экспериментальные наклонности художника.

Гюстав Моро, Аполлон и девять муз, 1856, частная коллекция
Гюстав Моро, Аполлон и девять муз, 1856, частная коллекция

Бедность

Материальное положение Матисса долгое время было тяжелым. Ради заработка ему приходилось браться за тяжелый труд маляра и выполнять декоративные росписи.

Негативное восприятие публикой

Для публики и некоторых критиков, особенно в США, радикальное использование цвета Матиссом было возмутительным, даже оскорбительным. Реакция могла быть странной — в 1913 году, когда «Голубая обнаженная» (1907–08) отправилась в Чикаго, студенты Художественного института сожгли эскиз работы.

Анри Матисс, Голубая, обнаженная, 1907-1908
Анри Матисс, Голубая, обнаженная, 1907-1908

В 1905 году на выставке "Осеннего салона" появление картин Матисса и его друзей вызвало настоящий скандал. Их назвали "дикими", и только после того как это название вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Через два года Матисс выставляет картину "Роскошь"- свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. По словам американской писательницы Гертруды Стайн, Матисс был глубоко обижен этим приемом, но не отказывался от своих дерзаний.

Соперничество

Пикассо был на одиннадцать лет моложе его и стал его другом на всю жизнь и его главным соперником в творчестве. Матисс игриво назвал их отношения «боксерским поединком».

Зависимость от капризов художественной моды

На протяжении своей жизни он постоянно сталкивался с зависимостью искусства от художественного рынка, от маршанов, от капризов моды. Широкое признание избавляло его от нужды. Но ему всегда было невыносимо, когда являлись покупатели и необходимо было вступать с ними в коммерческие сделки, а самое главное -расставаться со своими работами, которые самому художнику нужны были для того, чтобы, отталкиваясь от них, двигаться вперед.

Строгая дисциплина

Анри Матисс, Мастерская художника, 1911
Анри Матисс, Мастерская художника, 1911

Успехи Матисса в искусстве давались ему нелегко, может быть, даже труднее, чем его менее одаренным товарищам. И потому ради служения искусству ему пришлось подчинить свою жизнь строжайшей дисциплине. Не отличаясь хорошим здоровьем, в частности постоянно страдая от бессонницы, Матисс должен был отказывать себе во всякого рода развлечениях лишь бы сохранить работоспособность, иметь возможность ежедневно с раннего утра стоять перед мольбертом.

Семейная трагедия

Южное побережье Франции с его ясным солнцем, прозрачным воздухом, яркими красками, богатой растительностью и лазурным морем привлекало Матисса. В 1938 году он переселился на юг, сначала в Ниццу, затем в Ванс. Однако вскоре началась Вторая мировая война, и на долю художника выпало много горя. Маргарита Матисс, дочь художника от ранних отношений, стала лидером французского Сопротивления во время Второй мировой войны. Она была схвачена гестапо в 1944 году и направлялась в концлагерь Равенсбрюк, когда чудом судьбы бомбардировка союзников сорвала поезд, перевозивший ее, и ей удалось бежать.

Для создания этого материала мы читали :

М. В. Алпатов, Матисс, 1969
М. В. Алпатов, Матисс, 1969