"Ну что, болезные - поехали кататься?!"
И вот опять тут крайне культовая штука, мимо которой я упорно всегда промахивался при просмотре. Честно - хрен знает, показывали ли этот фильм по телевизору, но вот с распространением доступных интернетов в целом, и соцсетей в частности, вторая жизнь у киношки точно образовалась. Ненуачо - цитаток понадёргали - а значит уже шедевр на все времена! У меня, например вот, по поводу "Трассы 60" когда-то были серьёзные сомнения из-за подобного статуса...
В общем, есть немножечко отбитый паренёк Мартин Брест - он незлобливый, но чуточку резкий как понос. А есть слегка затюканный Руди, с привычкой нудить не по делу - ну вот такой он, ничего ты с ним не поделаешь. Вопрос - что может быть у этих граждан общего, кроме страны проживания - Германии? Ну, например, онкология и неутешительный прогноз - эдак неделька от силы в запасе, потому что оперировать там уже без толку. Так вот, мало того что Мартин и Руди оказались в одной палате, так им ещё и знак был свыше... ну как: приколоченное на стену распятие бахнулось о прикроватную тумбочку, а там почти непочатая бутыль текилы. Справедливо решив, что хуже то им обоим уже точно не будет - мужики для начала засели на больничной кухне, добыв там соль и лимоны, а уж потом отправились развлекаться как в последний раз... хотя, почему это "как"?!
И ведь началось-то всё совершенно безобидно: ну поддали, ну решили покататься - кто ж знал, что в позаимствованной тачке припрятан кейс с ВОТ ТАКЕННЫМИ ДЕНЬЖИЩАМИ?! А там и бандюки, и полиция, и мафиози, и кто только не заинтересован в поимке смертничков. Тем, кстати, разноцветные бумажки в целом до фонаря - просто средство исполнить пару тройку заветных желаний напоследок, да и к морю бы скататься уже, а то Руди там и не был ни разу... впрочем, как и Мартин, что чуть позже выясняется - но подбодрить-то товарища по несчастью и задать ему вектор движения как-то надо было, верно?
И вот тут у меня очень странные мысли по поводу этого фильма возникли... нет, он в целом хорош, особенно учитывая европейское происхождение. Особенно учитывая что при словосочетании "немецкое кино" во временном отрезке девяностых - да, первая ассоциация, это порно. Тут, правда, тоже не обошлось без некоторых намёков, но вроде как без перегибов. История-то явно не об этом! Фильм больше про то, что живём один раз, и раз уж мечта есть - то смысл её забрасывать? Не факт что "когда-нибудь потом" вообще наступит - а жизнь-то уже профукана, уныло и безрадостно. Не сказать чтоб посыл был в корне неправильным, но как в том анекдоте про Чапаева - "есть нюанс"...
Методы главных героев и их, вполне конкретные и определённые, перспективы: когда ты с гарантией сто процентов и разбегом в одни-двое суток кончишься - да, можно ураганить как угодно (если силы позволяют). И я тут не про моральную точку зрения, потому что конечно нарушать уголовный кодекс нехорошо даже если ты при смерти, так что не путаем объяснение с оправданием. Но, конечно же, лично для себя большинство сделает в таком случае всеобъемлющую индульгенцию - а чего париться-то, правда?! Но вот было бы куда забавнее, если бы эти двое выжили и пропыхтели ещё лет тридцать... со всем грузом того, сколько и чего они накуролесили. Потому что положительные поступки даже в их случае совсем не бьются с отрицательными. В общем, посыл очень сильно искажается специфическими деталями и уточнениями - не будьте как Мартин и Руди, это не лучший пример как прожить последние дни, как бы оно ни смотрелось эффектно.
Ну ладно, выключаю душнилу, и всё-таки немного скажу о реально хороших сторонах киношки: она не зацикливается на чём-то одном постоянно - тут и весьма неплохой экшончик, и годный юморок, и провисаний как таковых не заметно - полтора часа хронометража не воспринимаются как эпичное полотно какого-нибудь там Ридли Скотта, да и с философствованиями чрезмерными к нам не лезут. Да, шутки могли быть и не такими топорными, а некоторые ситуации тут и вовсе напоминают балаган французских коллег по кинематографу, с их "Такси" - но смотреть ненапряжно. Актёрская игра, опять же, временами спасает, когда в кадре заметна явная нехватка бюджета. Ну да, из максимально узнаваемых тут Тиль Швайгер и Рутгер Хауэр (хоть последний и появляется меньше чем на минуту в самом финале), но если смотреть очень внимательно - можно ещё наугадывать подозрительно знакомых морд лица.
Поставлю, наверное, 7 из 10 - но по большей части эта оценка за общую атмосферу фильма, потому что всё остальное время от времени вызывает неудобные вопросы. И дело не в том, что сейчас бы такое в сверхтолерантной Европе даже до съёмок бы не допустили - как раз нет, просто во время просмотра то и дело задумываешься... вот например, откуда у Мартина такие интересные замашки и талант к грабежу? Вроде бы не привлекался, и не состоял! И вот таких вот странных деталей в этой истории достаточно.