Как я и говорил ранее, первый роман цикла "Волкодав" был вполне завершенной и самостоятельной историей, которая не требовала продолжения. Но тем не менее автор решилась на цикл, в угоду ли читателям или же своим амбициям, неизвестно. Так стоило ли писать следующие три романа (про "Истовик-камень" и "Мир по дороге" я бы хотел поговорить отдельно) или надо было оставить совершенный оригинальный "Волкодав"? Ответим на этот вопрос, разобрав каждый из трех последующих романов.
Второй роман. Право на поединок
В продолжении оригинального "Волкодава" мы получили возвращение старых героев в новой локации, спустя большой промежуток времени. За время этого разрыва случается столь много важных для сюжета событий, что поначалу вообще не понимаешь, что происходит, ибо освещаются они очень медленно и скупо.
Оставив грандиозные и загадочные события за кадром, Семенова подробно рассказывает о всякой дребедени, не несущей никакой смысловой нагрузки - мыслях разбойника перед тем, как он огребет от Волкодава, да всяких древних легендах, никак не относящихся к сюжету. Несмотря на довольно важную и интересную миссию, на пути к ее выполнению Волкодав постоянно застревает в каких-то малозначительных локальных конфликтах, по традиции выручает сирых и убогих, спасает женщин от мужского гнета и бескорыстно тянет их за собой обузой.
Во второй половине романа герои наоборот из унылой бытовухи вылезают в эпос. Куда бы они не пошли, они сталкиваются с чем-то эпичным, легендарным и только им доступным. Все тайны мира тянутся к ним одним и раскрываются перед героями во всей своей красе. Нереалистично и пафосно.
Тем не менее, я бы не сказал, что "Право на поединок" совсем плох. Просто он более уныл и скучен, чем оригинал, зато он приближает нас к куда более интересному третьему роману.
Третий роман. Знамение пути
Вот этот роман оставил только хорошие впечатления. Атмосфера мира Волкодава здесь обволакивает с первых секунд и не отпускает до последней страницы.
С событий второй книги проходит еще три года. Волкодав становится куда старше и мудрее, чем прежде. Здесь его не сопровождают раздражающие карикатурные спутники и спутницы, и оттого его приключения становятся намного интереснее. Небольшие истории-притчи, которые Семенова вплетает в повествование, уже куда глубже и атмосфернее. Автор завораживает читателя и делится с ними не только сюжетными событиями, но и мудрыми (и уже не столь радикальными) рассуждениями о жизни. Многие из этих рассуждений хочется выписать и запомнить (именно при прочтении этой книги мне пришла идея завести Читательский дневник).
Отдельного упоминания стоят авторские стихотворения, которые она вставляет перед каждой новой главой. Из них можно было бы собрать целый сборник стихов, ибо многие из них настолько глубоки и душевны, что хочется держать их под рукой, чтобы почаще перечитывать.
Уж как легко рубить, рассвирепев!
Да только вспять не вывернешь былого.
Ну а доколе в ножнах дремлет Гнев,
Любой пожар легко погасит Слово.
Так говорил нам старый удалец,
И размышляли мы, что это значит.
Он вправду был прославленный боец,
Ведь лучший бой - что так и не был начат.
В этом романе есть к чему придраться, как и в предыдущих, но в этот раз почему-то не хочется. То ли дело в том, что на третьей книге мир Волкодава стал уже таким родным, то ли "Знамение пути" действительно на голову выше предыдущих романов.
Финал. Самоцветные горы
На протяжении всего романа я злился и спрашивал: "Ну когда уже? Когда начнется что-либо интересное? Когда главные герои закончат заниматься хреновнёй, автор страдать графоманством, и начнется уже грандиозный эпик, заявленный в аннотации?"
200 с лишним страниц происходят бредовые и неважные для сюжета события, во время которых книгу хочется забросить. Но рано или поздно важный движ начинается. Последние 100 страниц я преодолел одним махом, от книги было не оторвать. Развязка вышла хоть и слегка скомканной (но этим грешат 90% авторов), но шикарной. Не на все, но на многие вопросы были даны ответы, и после обилия нудятины и словоблудия, к концу цикла я все же испытал тот самый литературный оргазм.
Каков итог?
Все же самое лучшее, что удалось создать Семеновой, так это атмосферу. Даже мастер Сапковский, добавлявший первоначально в своего "Ведьмака" добрую долю славянщины, не сумел затронуть те самые струны славянской души, на которых играет Мария Семенова. Этот философско-сказочный мир, где люди живут в величайшем единении с природой и ревностно берегут свои ценности и традиции, где человечество только в начале своего пути и ищет ответы на будоражащие их умы вопросы, эти живописные истории нашли отклик в моей душе и влюбили в себя, несмотря на все явные недостатки.
Так стоило ли?
Изначально я всем советовал читать Волкодава. Теперь сомневаюсь. Поначалу Семенова создала благодатную почву для хорошей истории, но очень быстро отклонилась от общепринятой дороги и пошла своим, возможно спорным, путем. Прочитайте первый роман, он определенно того стоит. Но читать ли дальше? Решать вам. Вы точно не получите то, чего хотели и чего ожидали. Вместо этого автор предложит вам нечто иное. Устроит ли это вас? Гарантировать не могу. Но хоть я и с радостью вернул бы время, потраченное на прочтении лишних сцен и целых глав, я совсем не жалею, что прошел этот путь вместе с Волкодавом.