Персонажи Георгия Вицина стали бесценным наследием актера, вложившего в профессию не только мастерство, но и душу. Коллеги и поклонники запомнили артиста скромным интеллигентным человеком, который, однако, заметно отличался от большинства цельностью характера и верностью собственным жизненным ценностям. Исполнитель редко давал интервью, не появлялся на телевидении, и аура загадочности придавала ему как знаменитости еще больше шарма.
Георгий Вицин родился 5 (18) апреля 1917 года, в поселке Териоки, Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. Сегодня это город Зеленогорск, входящий в курортный район Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствует запись в церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице, где крестили будущего актёра. Однако в поздних официальных документах датой рождения стало значиться 23 апреля 1918 года, а местом рождения — Петроград. Это произошло из-за того, что его мать в 1920-е годы, устраивая в оздоровительную лесную школу, сделала его «моложе» и исправила год рождения на 1918-й. Места были только в младшей группе школы. 23 апреля (6 мая) являлось днём его именин.
Изначально фамилия актера писалась как Вицын, вторая «и» появилась в ней из-за описки в паспортном столе.
Его родители были простыми людьми, родившиеся в разных краях России. Мать, Мария Матвеевна, была родом из Пензы. Отец актера, Михаил Егорович, родился в селе Небылое Владимирской губернии. Оба они не имели никакого отношения к искусству. В 1918 году, когда Георгию было восемь месяцев, семья переезжает в Москву. Вскоре, отец будущего артиста скончался от ран, полученных на полях сражений Первой мировой войны. Матери пришлось одной воспитывать мальчика. Женщина сменила множество различных профессий, пытаясь выбраться из бедности, потом стала работать билетёршей в Колонном зале Дома Союзов. Здесь ей стали давать семейные путёвки в хорошие санатории, продуктовые пайки, а главное – она часто брала сына с собой «дежурить», пристраивала его на свободных местах в зрительном зале, и Гоша «приобщался».
Он ненавидел школу, а театр полюбил, заодно понял, что сцена поможет ему победить свою закомплексованность и застенчивость и записался в театральный кружок. Учился мальчик плохо, спустя рукава, к тому же часто бывал изгнан из класса за нарушение дисциплины, но его это вполне устраивало – он бежал гулять.
Зато на сцене Георгий быстро обнаружил в себе актёрские задатки, даже таланты, и планомерно стал их развивать.
На сцену, Георгий начал выходить еще в двенадцать лет, участвуя в школьных спектаклях. Играл он в основном только отрицательные роли. После школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Однако вскоре его отчислили — «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Спустя год он подал документы вновь, причем сразу в три театральные студии. И его приняли во все. Юноша выбрал Театральное училище при театре имени Е. Вахтангова (сегодня — Театральный институт имени Бориса Щукина) и учился здесь до 1935 года.
В 1936 году молодой актер поступил на работу в театр-студию МХАТ, которой руководил известный советский режиссер Николай Хмелев. Именно здесь 19-летний Георгий и влюбился в жену своего учителя и наставника Хмелёва, приму театра Дину (Надежду) Тополеву, которая оказалась старше на 16 лет. Их роман ни для кого не был тайной, но Николай Павлович не стал никому мстить – он просто развёлся с женой, а к любимому актёру не изменил своего расположения.
Надежда была в обычной жизни такой же скромной и застенчивой, как и её молодой возлюбленный Вицин, они жили душа в душу, понимая друг друга с полуслова и находясь на одной волне. Несмотря на то, что прожили вместе более 10 лет, до ЗАГСа так и не дошли, и детей в их браке не появилось, а актёр очень хотел ребёнка.
С 1936 года, актер работает в театре им. М. Н. Ермоловой. Успех к нему пришел практически сразу. Работники театра позже вспоминали, что зрители, узнав что играет не Вицин, попросту сдавали билеты в кассу и уходили. Тридцать три года актер отдал работе в этом театре.
Карьера в кино началась сразу, после Великой Отечественной войны. В 1945 году, актер снялся в роли железнодорожника, в фильме Сергея Юткевича "Здравствуй, Москва!"
Спустя несколько лет, Вицин сыграл Николая Гоголя, в ленте «Белинский» Григория Козинцева. Вскоре после «Белинского», актера вновь пригласили на роль Гоголя, а потом появились и другие драматические персонажи.
А известность пришла после роли Васи Веснушкина, в фильме "Запасной игрок", режиссера Семена Тимошенко. Вицин попал на пробы практически случайно: он приехал на «Ленфильм», чтобы поучаствовать в пробах для другого фильма.
Когда артист получил эту роль, то ему было уже тридцать семь, а играть приходилось двадцатипятилетнего парня. Вицин был настоящим феноменом – никто никогда не мог точно сказать, сколько ему лет. Он молодо выглядел всегда, и когда отметил свое сорокалетие, то не переставал соглашаться на роли семнадцатилетних парней.
В 1955 году артиста пригласили на съемки фильма «Женитьба Бальзаминова». Режиссеру пришлось очень потрудиться, чтобы добиться согласия Вицина на эту роль. Актер отказывался, потому что его экранному герою было всего 25, а самому актеру на тот момент уже было сорок восемь лет. Поэтому он в шутку называл этот фильм "Женитьба забальзамированного".
Наверное такие гены достались ему от родителей, а еще он сам старался постоянно следовать здоровому образу жизни. Он совершенно не пил, был ярым противником курения. Коллеги и поклонники знали, что артист еще в молодости начал увлекаться йогой, но мало кто понимал, как эта философия пришла в жизнь Вицина. Оказывается, он почерпнул основы у старых актеров МХАТа, которые в свою очередь научились азам у самого Константина Сергеевича Станиславского, считавшего, что дыхательные упражнения помогают артистам войти в состояние концентрации.
Практически никогда не участвовал в застольях и шумных вечеринках. Но в ролях горьких пьяниц смотрелся очень органично и правдоподобно.
Спустя три года Георгий Вицин впервые сыграл в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света».
Широкое признание пришло после выхода на экраны зарисовок о приключениях Труса, Бывалого и Балбеса, все того же Леонида Гайдая. " Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница". Все эти ленты стали очень популярны, также как и исполнители ролей Труса, Балбеса и Бывалого.
Цитаты из фильмов с Трусом, Балбесом и Бывалым уходили в народ, киностудии получали сотни писем со всего Советского Союза. В стране выходили майки, игрушки, календари с изображением звездного актерского трио.
Их использовали даже в мультфильмах: срисованные с Труса, Балбеса и Бывалого лесные разбойники, появились в ленте «Бременские музыканты». Их звездное трио отметилось в фильме Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу!", а также в картине Евгения Карелова "Семь стариков и одна девушка".
Но, при всей популярности фильмов с его участием, сам актер вел очень скромный образ жизни. Он никогда не пользовался благами своего положения, а невероятная популярность его раздражала, пугала и смущала, он старался одеваться как можно незаметнее, чтобы не узнавали на улице и в транспорте, не подходили с разговорами и за автографами. "Не высовывайся, жизнь надо прожить незаметно",-таков был жизненный принцип артиста.
В конце 40-х актёр познакомился с Тамарой Мичуриной, театральным костюмером и племянницей знаменитого селекционера И.В. Мичурина. Любовь между ними случилась, как оба признавались, с первого взгляда – девушки в реквизиторской накрывали стол на Пасху, а в это время вошёл Георгий с крашеным яйцом в руке и сказал: "Девочки, я зашёл похристосоваться". Они с Тамарой трижды поцеловались в щёчку, стукнулись яйцами, а потом посмотрели друг другу в глаза и поняли, что пропали. Вскоре актёр съехал от Надежды, а в 1949 году официально женился на Мичуриной.
К тому времени Тополевой было уже под 50, её красота увяла, ролей в театре стало значительно меньше, родственников не осталось, детей не появилось, и после ухода гражданского мужа она стала часто болеть.
Но Георгий Михайлович, будучи очень совестливым человеком, не смог бросить женщину, которую еще недавно любил. С молчаливого согласия Тамары, он стал навещать Надежду, привозил ей продукты и лекарства, выводил гулять и читал ей вслух. Ему поневоле пришлось жить на две семьи. Но, как ни странно, его это устраивало. Живя с Надеждой, он мечтал о ребенке, но не мог его иметь. А в семье с Тамарой, в 1954 году, родилась его любимая, единственная дочка, которую назвали Наташей.
Актер ее буквально боготворил. И он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в дом Надежды. Он приводил её туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что Надежду он содержал всю жизнь. И её, и её сестру, с домработницами, с дачей на лето… Вицин не мог бросить Надежду, она была старше и нуждалась в опеке.
Актер был очень востребован. Всего он был задействован в 313 проектах, включая озвучку и дубляжи. Несмотря на это, он вел почти нищенское существование в конце своей жизни. Особенно стало трудно в последние годы, когда здоровье не позволяло сниматься в кино.
Звание народного артиста СССР Георгий Михайлович получил в 1990 году. Последняя его роль была в 1994 году.
Актер всю жизнь очень любил животных. Для кошек и собак просил в магазинах косточки и обрезки, покупал сосиски, а для птиц брал пшено и хлеб. Он кормил их по часам – воробьёв и голубей по утрам, остальную живность ближе к вечеру, и в назначенное время они его ждали. Около подъезда Георгия Михайловича яблоку было негде упасть, всё пространство было заполнено воркующими, мяукающими и повизгивающими существами.
Как-то он подобрал на улице полузамёрзшего щенка, выходил его, и этот пёс по кличке Мальчик прожил в их доме 12 лет, а умер на сороковой день после ухода хозяина.
Ближе к концу жизни Вицина опять возникли разговоры о нищете, в которой жила его семья, несмотря на то, что он работал до последнего своего дня. Тамара Фёдоровна давно болела и вынуждена была уйти из театра, а дочь Наташа, которая стала художницей, подолгу сидела без работы и получала копейки. Когда во время концерта Вицину стало плохо с сердцем и его госпитализировали, выяснилась суровая правда его жизни, и стало понятно, что все слухи были не случайны.
В больницу к артисту никто не приходил, а сам он стеснялся своей беспомощности и стыдился просить о помощи нянечек. Позже жена отговорилась, что Георгий Михайлович сам не разрешал ей навещать его, просил присматривать за Мальчиком – а что за ним присматривать, взрослая собака? Дочь была пару раз, принесла воды и пару яблок, долго не сидела, за отцом не ухаживала.
Подробности нахождения великого актёра в больнице тут же попали в прессу. Поклонники Вицина, и просто неравнодушные к его судьбе люди, стали звонить в редакцию, предлагать свою помощь, и в Союз кинематографистов с вопросами: "Как они могли допустить, что любимец миллионов живёт в такой нищете?"
Потом к проблеме подключился Никита Михалков, перевёл знаменитого коллегу в больницу при Минздраве России, обеспечил достойную палату и уход, позаботился, чтобы не было недостатка в лекарствах. Но врачи сказали, что актёр очень плох и шансов у него нет – впрочем, он давно уже это и сам понимал. Не сдавался, пытался шутить, но по словам очевидцев, от его шуток наворачивались слёзы.
Он так и не успел попрощаться ни с женой, ни с дочерью – 18 октября 2001 года состояние актёра резко ухудшилось, и он потерял сознание. Врачи вызвали Наташу, она приехала ненадолго, но Георгий Михайлович не увидел её – 22-го числа его не стало.
Позже Наталья Георгиевна обвинила журналистов во лжи, утверждала, что благодаря папе они всегда жили хорошо и достойно. Дочь хотела поставить памятник на могиле отца по своему эскизу. Но, когда дело коснулось установки памятника, то заявила, что у них таких денег не было и нет.
Памятник на могиле известного артиста появился лишь в марте 2004-го – скромная гранитная плита с нарисованным крестом, надписью Георгий Вицин и датами рождения и смерти.