В 2019 г.молодой режиссер Дарья Иванкова сняла дебютную ленту, которая была отмечена номинацией на «Серебряного Святого Георгия» Московского кинофестиваля в категории лучший документальный фильм.
Фильм назывался "Он был". О музыканте Анатолие Крупнове. Человеке выдающихся качеств, обладающей громадной способностью привлекать к себе людей, виртуозном бас-гитаристе, создателе команды "Черный Обелиск", композиторе, актере театра и кино, радиоведущем.
Сам о себе он говорил: "...Кем я только в жизни не был: был, например, сварщиком, был плотником, был фотографом, студентом, учебным мастером на кафедре физики. В трудовой все записано. Скачки такие безумные. Я, может, завтра в космонавты пойду. Или наоборот – в шахтеры. Запросто. То, что со мной произошло, то, что я музыкантом стал – это побочный продукт спонтанной жизнедеятельности».
Да, он был, был недолго, пронесся как вихрь, как ураган, но оставил след, который до сих пор живет в душе.
1987г. Подмосковье. Обычная средняя школа. Старшекласники повально увлечены модной музыкой; кто то пытается танцевать брейк на танцплощадке, находясь под впечатлением фильма "Курьер"; кто отрезав у куртки рукава, проклепав напульсник клепками, отрастив длинные волосы - слушает на кассетниках западные hard'n'heavy группы. В то время народными группами были "Scorpions", "Accept", "Manovar" и другие монстры рока. Конечно, все зависело от доступности местных студий звукозаписи. ( На всякий случай поясню что это такое. Это полуподпольный кооператив, где тебе за деньги записывали на кассету нужную группу или исполнителя, что были в каталоге у них. Каталог - это тетрадь, в которой был от руки написан, или напечатан, список доступных к записи испонителей. Обычно находились в домах бытового обслуживания. Сам процесс записи мог занимать до недели, но могли записать и за несколько часов - за отдельную плату).
Увлечение музыкой захлестнуло волной и меня. Особенно понравился, как тогда говорили, металл. Это потом, когда уже много групп было прослушано и появились любимые исполнители, стал я немного разбираться в тяжелых стилях. А поначалу металл и все! Первый был "Accept". Голос Удо просто сразил наповал. А гитарные риффы так и крутились в голове на уроках. Но старший брат моего друга рассказал, что есть и наши неплохие команды, играющие в таком стиле. И пришлось моей маме, втайне от меня, посетить студию звукозаписи и записать альбом группы "Ария" "С кем ты?". Было потрясающее впечатление!
Узнав, где находится эта студия, с друзьями стали потихоньку ее посещать. Съэкономив или выпросив у родителей деньги, ехали и записывали нужную группу. Так как хотелось много чего послушать. Можно было еще переписать у кого нибудь, но это, не редко, было тоже за деньги. Когда в местной студии было все записано, стали ездить по другим городам. И вот однажды,в городе Коломна, натыкаюсь на строчку в каталоге - "Черный Обелиск". Слышать, то слышали про такую группу, но вот слушать еще не приходилось. Говорили, хард - рок какой то играют. Фото группы видели. Вроде впечатляюще, металлисты. И записал. Называлась запись "86-88". Впечатление оказалось не такое как от "Арии" или "Черного Кофе"- тексты мрачноваты, не было особенно запоминающихся риффов, только песня "Полночь" была исключением, с колокольным звоном вначале. Но голос вокалиста остался в памяти, как очень не похожий на все, что раньше слышал. Потом узнали, зовут вокалиста Анатолий Крупнов.
Фотографий группы потом стало появляться все больше. Крупнов длинноволосый, с голым торсом, бас-гитара на цепи - смотрелся круто! В 1988г.узнал я кто такой Анатолий Крупнов. "Крупа" его еще звали, позже услышали прозвище "Крупский".
До 1991г. Крупнов только переодически возникал в нашем музыкальном кругозоре. Но следили за его деятельностью постоянно. Запомнился этот музыкант сразу. Особенно голос!
Крупнов , за это время, успел уйти из основанной им группы "Черный Обелиск", в группу "Шах" Антона Гарсия. Побывать на гастролях за рубежом. Игра в группе, которая играла более скоростную музыку, чем "Ч О", требовала еще большей технической подготовки игры на басу. Крупнов в кратчайший период совершает серьезный качественный скачок в игре — за три месяца он поднимает свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень.
В 1990г. Крупнов вновь собирает свой коллектив. И в 1991г.весной выходит альбом "Стена", произведший уже неотразимое впечатление. В альбоме было все как надо - тексты, сочетание скорости и тяжести, виртуозные партии на басу и неповторимый голос Крупнова. Заглавная композиция начиналась с модной тогда "Ламбады", которую играл оркестр, обрывалась взрывом и тут начиналась "Стена"! Это было так мощно! Флойдовская "The Wall" ерунда, по сравнению со "Стеной" Крупнова!
Ну, а "Аве, Цезарь"...
Бесподобное вступление, тихий голос Крупнова переходящий в отчаянный крик, соло в конце композиции. Просто шедевр!
У меня много товарищей и знакомых, которые знают эту песню наизусть! Текст, кстати, не Крупнова, а барда Сергея Симанова.
Один из друзей был в то время на концерте "Ч О" вместе с "Sepultura" приехал в восторге. Все это вживую услышать! Плюс кавер-версиии "Touch Too Much" "AC/DC", которая вошла в альбом и " Seek and Destroy" "Metallica".
Вообщем, очень сильный альбом, после которого "Черный Обелиск" опять стал одной из главных команд.
Вернувшись в конце 1993г. из армии, услышал альбом "Еще один день", который освежил в памяти любовь к "Ч О".
Потом, что делал Крупнов, было только актом развития его творческой личности.
Совместно с вокалистом группы " Ван Моо" Сергеем Савиным Крупнов записывает рэп-фанк-композицию «Белый танец», работает над реализацией своего сольного студийного проекта «Крупский сотоварищи», снимается в кино, ведет радиопередачи, сотрудничает с "ДДТ" и "Неприкосаемыми".
А записанная в 1992г. песня "Я остаюсь" , в период распада СССР, актуальна сейчас как никогда. Это прямой ответ всем кто хочет уехать, кому стыдно быть русским.
Про злоупотребления запрещенными препаратами и алкоголем опустим рассуждать. Тем более, что по его словам ему удалось вырваться из этого плена.
Но несмотря на то, что всегда он побеждал врожденную лень, не пережил Толя 27 февраля 1997г., скончался от сердечного приступа в музыкальной студии, не дожив меньше месяца до 32-летия.
"Постальбом", который вышел в 2000г.был данью памяти Анатолию Крупнову его друзьями и коллегами. В записи альбома приняли участие Шевчук, Кинчев, Скляр, Савин, Сукачев, Сагадеев.
Юрий Шевчук:
«Когда Толя играл на бас-гитаре, больше ничего не хотелось слушать. Не нужно было ни ударных, ни гитар. Но Толя был гораздо больше чем рок-музыкант".
Гарик Сукачев:
«Толя был гениальным музыкантом. Теперь можно смело использовать этот эпитет. Он был выдающимся, великим музыкантом. Я не видел ни одного человека, равного по мощи таланта. Я до сих пор говорю, что не могу найти такого, как он, не могу найти Толика Крупнова».
Нет случайностей в жизни человека, и то что Анатолий Крупнов ушел так рано не случайно. Может быть достиг предела, возможности, того развития личности, который существует у каждого человека, находящегося в нравственной свободе здесь на земле.
Достоевский говорил о Пушкине:
"...но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
Может это и несопоставимо, но думаю, это можно сказать и про Крупнова, ибо каждый человек есть тайна.
Фильм называется "Он был".
А на самом деле он есть.
Памяти Анатолия Крупнова посвящается.