Найти в Дзене

Память о прошлом...

В 2019 г.молодой режиссер Дарья Иванкова сняла дебютную ленту, которая была отмечена номинацией на «Серебряного Святого Георгия» Московского кинофестиваля в категории лучший документальный фильм.     Фильм назывался "Он был". О музыканте Анатолие Крупнове. Человеке выдающихся качеств, обладающей громадной способностью привлекать к себе людей, виртуозном бас-гитаристе, создателе команды "Черный Обелиск", композиторе, актере театра и кино, радиоведущем. Сам о себе он говорил: "...Кем я только в жизни не был: был, например, сварщиком, был плотником, был фотографом, студентом, учебным мастером на кафедре физики. В трудовой все записано. Скачки такие безумные. Я, может, завтра в космонавты пойду. Или наоборот – в шахтеры. Запросто. То, что со мной произошло, то, что я музыкантом стал – это побочный продукт спонтанной жизнедеятельности».        Да, он был, был недолго, пронесся как вихрь, как ураган, но оставил след, который до сих пор живет в душе.  1987г. Подмосковье. Обычная
Здравствуйте, все! Я – Анатолий Крупнов. Я приветствую всех своих болельщиков, сочувствующих, примкнувших...
Здравствуйте, все! Я – Анатолий Крупнов. Я приветствую всех своих болельщиков, сочувствующих, примкнувших...

В 2019 г.молодой режиссер Дарья Иванкова сняла дебютную ленту, которая была отмечена номинацией на «Серебряного Святого Георгия» Московского кинофестиваля в категории лучший документальный фильм. 

   Фильм назывался "Он был". О музыканте Анатолие Крупнове. Человеке выдающихся качеств, обладающей громадной способностью привлекать к себе людей, виртуозном бас-гитаристе, создателе команды "Черный Обелиск", композиторе, актере театра и кино, радиоведущем.

Сам о себе он говорил: "...Кем я только в жизни не был: был, например, сварщиком, был плотником, был фотографом, студентом, учебным мастером на кафедре физики. В трудовой все записано. Скачки такие безумные. Я, может, завтра в космонавты пойду. Или наоборот – в шахтеры. Запросто. То, что со мной произошло, то, что я музыкантом стал – это побочный продукт спонтанной жизнедеятельности».    

   Да, он был, был недолго, пронесся как вихрь, как ураган, но оставил след, который до сих пор живет в душе. 

1987г. Подмосковье. Обычная средняя школа. Старшекласники повально увлечены модной музыкой; кто то пытается танцевать брейк на танцплощадке, находясь под впечатлением фильма "Курьер"; кто отрезав у куртки рукава, проклепав напульсник клепками, отрастив длинные волосы - слушает на кассетниках западные hard'n'heavy группы. В то время народными группами были "Scorpions", "Accept", "Manovar" и другие монстры рока. Конечно, все зависело от доступности местных студий звукозаписи. ( На всякий случай поясню что это такое. Это полуподпольный кооператив, где тебе за деньги записывали на кассету нужную группу или исполнителя, что были в каталоге у них. Каталог - это тетрадь, в которой был от руки написан, или напечатан, список доступных к записи испонителей. Обычно находились в домах бытового обслуживания. Сам процесс записи мог занимать до недели, но могли записать и за несколько часов - за отдельную плату).

  Увлечение музыкой захлестнуло волной и меня. Особенно понравился, как тогда говорили, металл. Это потом, когда уже много групп было прослушано и появились любимые исполнители, стал я немного разбираться в тяжелых стилях. А поначалу металл и все! Первый был "Accept". Голос Удо просто сразил наповал. А гитарные риффы так и крутились в голове на уроках. Но старший брат моего друга рассказал, что есть и наши неплохие команды, играющие в таком стиле. И пришлось моей маме, втайне от меня, посетить студию звукозаписи и записать альбом группы "Ария" "С кем ты?". Было потрясающее впечатление! 

Узнав, где находится эта студия, с друзьями стали потихоньку ее посещать. Съэкономив или выпросив у родителей деньги, ехали и записывали нужную группу. Так как хотелось много чего послушать. Можно было еще переписать у кого нибудь, но это, не редко, было тоже за деньги. Когда в местной студии было все записано, стали ездить по другим городам. И вот однажды,в городе Коломна, натыкаюсь на строчку в каталоге - "Черный Обелиск". Слышать, то слышали про такую группу, но вот слушать еще не приходилось. Говорили, хард - рок какой то играют. Фото группы видели. Вроде впечатляюще, металлисты. И записал. Называлась запись "86-88". Впечатление оказалось не такое как от "Арии" или "Черного Кофе"- тексты мрачноваты, не было особенно запоминающихся риффов, только песня "Полночь" была исключением, с колокольным звоном вначале. Но голос вокалиста остался в памяти, как очень не похожий на все, что раньше слышал. Потом узнали, зовут вокалиста Анатолий Крупнов.

                     " Черный обелиск" 1986-1988г.
" Черный обелиск" 1986-1988г.

Фотографий группы потом стало появляться все больше. Крупнов длинноволосый, с голым торсом, бас-гитара на цепи - смотрелся круто! В 1988г.узнал я кто такой Анатолий Крупнов. "Крупа" его еще звали, позже услышали прозвище "Крупский". 

                               Анатолий "Крупа" Крупнов
Анатолий "Крупа" Крупнов

До 1991г. Крупнов только переодически возникал в нашем музыкальном кругозоре. Но следили за его деятельностью постоянно. Запомнился этот музыкант сразу. Особенно голос!

   Крупнов , за это время, успел уйти из основанной им группы "Черный Обелиск", в группу "Шах" Антона Гарсия. Побывать на гастролях за рубежом. Игра в группе, которая играла более скоростную музыку, чем "Ч О", требовала еще большей технической подготовки игры на басу. Крупнов в кратчайший период совершает серьезный качественный скачок в игре — за три месяца он поднимает свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень.

  В 1990г. Крупнов вновь собирает свой коллектив. И в 1991г.весной выходит альбом "Стена", произведший уже неотразимое впечатление. В альбоме было все как надо - тексты, сочетание скорости и тяжести, виртуозные партии на басу и неповторимый голос Крупнова. Заглавная композиция начиналась с модной тогда "Ламбады", которую играл оркестр, обрывалась взрывом и тут начиналась "Стена"! Это было так мощно! Флойдовская "The Wall" ерунда, по сравнению со "Стеной" Крупнова!

Снова на камень рука натыкается: стой!
Снова стена предлагает вступить с нею в бой!
Снова на камень рука натыкается: стой! Снова стена предлагает вступить с нею в бой!

Ну, а "Аве, Цезарь"... 

   Бесподобное вступление, тихий голос Крупнова переходящий в отчаянный крик, соло в конце композиции. Просто шедевр! 

   У меня много товарищей и знакомых, которые знают эту песню наизусть! Текст, кстати, не Крупнова, а барда Сергея Симанова. 

   Один из друзей был в то время на концерте "Ч О" вместе с "Sepultura" приехал в восторге. Все это вживую услышать! Плюс кавер-версиии "Touch Too Much" "AC/DC", которая вошла в альбом и " Seek and Destroy" "Metallica". 

   Вообщем, очень сильный альбом, после которого "Черный Обелиск" опять стал одной из главных команд.

Вернувшись в конце 1993г. из армии, услышал альбом "Еще один день", который освежил в памяти любовь к "Ч О".

В начале дня, как всегда, не смотря ни на что,
забыв усталость, болезнь и врождённую лень
старайся все свои силы направить на то,
чтобы остаться в живых, пережив этот день!
В начале дня, как всегда, не смотря ни на что, забыв усталость, болезнь и врождённую лень старайся все свои силы направить на то, чтобы остаться в живых, пережив этот день!

Потом, что делал Крупнов, было только актом развития его творческой личности. 

    Совместно с вокалистом группы " Ван Моо" Сергеем Савиным Крупнов записывает рэп-фанк-композицию «Белый танец», работает над реализацией своего сольного студийного проекта «Крупский сотоварищи», снимается в кино, ведет радиопередачи, сотрудничает с "ДДТ" и "Неприкосаемыми". 

   А записанная в 1992г. песня "Я остаюсь" , в период распада СССР, актуальна сейчас как никогда. Это прямой ответ всем кто хочет уехать, кому стыдно быть русским.

   Про злоупотребления запрещенными препаратами и алкоголем опустим рассуждать. Тем более, что по его словам ему удалось вырваться из этого плена.

С бедою пятой никогда
Никто не справится – всегда
Любил я выпить.
А если выпью трижды пять,
Могу слону ребро сломать
И зубы выбить.
С бедою пятой никогда Никто не справится – всегда Любил я выпить. А если выпью трижды пять, Могу слону ребро сломать И зубы выбить.

Но несмотря на то, что всегда он побеждал врожденную лень, не пережил Толя 27 февраля 1997г., скончался от сердечного приступа в музыкальной студии, не дожив меньше месяца до 32-летия. 

Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
Полуувядших лилий аромат Мои мечтанья легкие туманит. Мне лилии о смерти говорят, О времени, когда меня не станет.

"Постальбом", который вышел в 2000г.был данью памяти Анатолию Крупнову его друзьями и коллегами. В записи альбома приняли участие Шевчук, Кинчев, Скляр, Савин, Сукачев, Сагадеев. 

  Юрий Шевчук:

«Когда Толя играл на бас-гитаре, больше ничего не хотелось слушать. Не нужно было ни ударных, ни гитар. Но Толя был гораздо больше чем рок-музыкант". 

  Гарик Сукачев:

«Толя был гениальным музыкантом. Теперь можно смело использовать этот эпитет. Он был выдающимся, великим музыкантом. Я не видел ни одного человека, равного по мощи таланта. Я до сих пор говорю, что не могу найти такого, как он, не могу найти Толика Крупнова».

Нет случайностей в жизни человека, и то что Анатолий Крупнов ушел так рано не случайно. Может быть достиг предела, возможности, того развития личности, который существует у каждого человека, находящегося в нравственной свободе здесь на земле. 

Достоевский говорил о Пушкине:  

"...но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". 

   Может это и несопоставимо, но думаю, это можно сказать и про Крупнова, ибо каждый человек есть тайна.

   Фильм называется "Он был".

А на самом деле он есть.

Я мало жил, но я не мало успел.
Я мало жил, но я не мало успел.

Памяти Анатолия Крупнова посвящается.