В гостиницу "Эрмитаж" мы вечером приехали поздно. Спать легли тоже поздновато, и будильник я завёл на девять часов: привык в Карелии, что в это время только начинает светать. Но за предыдущий день мы уехали далеко на восток, и уже в восемь часов утра в маленьком окошке номера гостиницы показался дневной свет. Пока проснулись, пока попили чаю с казёнными круассанами, пока вещи собрали - было уже десять с лишним часов утра. Сдали ключ уже другой девушке администратору и поинтересовались, как нам открыть шлагбаум, чтобы выехать с парковки. Она ответила:
- Спускайтесь вниз, там наш постоялец на красном Форде заводится, у него брелок.
Эге-ге. Вот он когда наступил, настоящий мороз, при котором даже исправная машина уже имеет право не завестись.
Спустились вниз с вещами и с аккумулятором. Рядом с Ховером стоял красный Форд с открытым капотом, перед ним - заведённая Тойота Королла, аккумуляторы двух машин были соединены проводами для прикуривания. Мы открыли Ховер, закинули вещи в салон, водрузили на штатное место аккумулятор. Водитель Форда подошёл, посмотрел:
- Это здесь от Мицубиси двигатель? Что-то мне узкоглазые нравятся всё больше и больше!
- Погодите, сейчас вот не заведёмся - сразу разонравятся, - сказал я.
- Да заведётесь, с тёплым-то аккумулятором.
Снова ощущение неизвестности - заведём двигатель или нет? Выжал я окаменевшую педаль сцепления, повернул ключ... Стартер крутил двигатель довольно долго - пожалуй, почти 10 секунд. Сначала еле провернул, потом появились вспышки, далее двигатель наполовину завёлся, но стартер продолжал докручивать его до победного конца. Наконец, мотор уверенно затарахтел, заведённый с первого раза, и только после этого стартер выключился. А на некоторых машинах ключ зажигания, работающий "в режиме кнопки", как на турбо-Ховере, в морозы сильно подводит: при запуске появляются вспышки, "умная" электроника думает, что двигатель завёлся - и отключает стартер, после чего машина глохнет. Три-четыре таких итерации - и аккумулятор садится. Так и не удаётся завести мотор, который запустился бы с первого раза, если бы достаточное время покрутить его стартером.
Термометра поблизости не было, но сайт gismeteo.ru показывал для Северодвинска утром температуру 34 градуса ниже нуля. Я очень плавно отпустил педаль сцепления, добавляя потихоньку газу, чтобы двигатель не заглох. В трансмиссии тоже все жидкости застыли в такой сильный мороз. Вышел подышать свежим воздухом, пока машина прогревается. Разговорился с водителем Форда и его сыном. Они уже много раз успели прокрутить стартёром двигатель, запитавшись от Тойоты - но всё безуспешно. Отдали водителю Короллы 220 рублей, и он уехал. Оказывается, специальный человек на специальной машине приезжал по вызову, чтобы прикурить. Они здесь уже не первый день, и за сутки до этого тоже не могли завестись, причём прикуривание тоже не помогло. Вызывали ещё одного специального человека, который приехал с тепловой пушкой и двумя одеялами - и отогревал их дизельный двигатель минут сорок, прежде чем он завёлся. Я спросил, не нужно ли им чем-то помочь, подвезти куда-нибудь. Водитель Форда ответил, что не нужно: его жена в этот момент искала в Интернете ещё кого-нибудь с тепловой пушкой (вчерашний человек был в этот момент занят). Пожелал им удачи, они открыли нам шлагбаум брелком - и мы поехали дальше.
Для зимних путешествий, пожалуй, самая приятная температура воздуха - около 15 градусов мороза. Уже заведомо нет грязи, но при наличии тёплой одежды на улице можно комфортно находиться достаточно долго. Если путешествуешь в тёплой машине, а наружу выбираешься ненадолго для осмотра и фотографирования достопримечательностей и красот природы - тогда неплохо и в 20-градусный мороз, и даже когда чуть холоднее. Но в это утро в Северодвинске было 34 градуса ниже нуля, что не очень располагало кататься полдня по городу и высматривать достопримечательности. Правда, термометр на местном заводе "Севмаш" показывал всего 30 градусов - но было ощущение, что gismeteo.ru ближе к реальности. Кстати, "Севмаш" - масштабное предприятие, занимающее огромную территорию, его тоже можно считать местной достопримечательностью.
Но один пункт мы всё-таки решили посетить, несмотря на мороз - набережную на острове Ягры. Предыдущим днём мы проехали вдоль Белого моря довольно много, но всё в темноте. Надо было при свете дня на него посмотреть. До острова мы доехали за 15 минут: Северодвинск - не очень большой город, да и пробок в новогодние праздники не было. Подъехали к набережной. Бортовой альтиметр Ховера был сбит с толку снятием аккумулятора на ночь, поэтому показывал 60 метров ниже уровня моря.
Вылезли из успевшего прогреться салона, пошли смотреть и фотографировать. В этом месте стоит памятный знак английскому капитану Ричарду Ченслеру, с чьим приходом в это место в XVI веке началось регулярное торговое сообщение между Россией и Англией. Ох, непросто было торговать с Европой без выхода к Балтийскому морю - по суровым северным морям приходилось плавать. Самого Северодвинска тогда и в помине не было, он уже при Советской власти возник.
Я полез на лёд фотографировать. Тем временем, Саша сфотографировал меня.
А сфотографировать было что. Одни северные зори (как утренние, так и вечерние) стоят того, чтобы снова приехать в эти края.
Ледяные торосы.
А мороз был знатный. Самая низкая температура за всё путешествие. А может, и за всю жизнь. Во всяком случае, я не припомню, чтобы в нашей средней полосе доводилось бродить по улице в 34 градуса ниже нуля.
Уши на шапке опустил, усы и борода обмёрзли от дыхания (и это за каких-то 10-15 минут).
Попрощавшись с Белым морем, мы покинули остров Ягры, а вскоре и сам Северодвинск - направились к Архангельску. Наконец-то колёса Ховера почуяли под собой качественный асфальт федеральной трассы М-8 "Холмогоры". Я поначалу обрадовался, что машина стала легко разгоняться и управляться рулём. Потом ощущения снова стали, как предыдущим днём: на скорости от потока ледяного воздуха снова загустело всё, что можно. Ехали мы вдоль Северной Двины, и 50 километров до Архангельска заняли почти час: много по пути было населённых пунктов, да и вне их пределов попутные машины по трассе ехали медленно. Думаю, отчасти потому, что в глаза непрерывно светило яркое солнце. Я даже тёмные очки надел.
Добрались до Архангельска, съехали с федеральной трассы, направились в город. Там мы планировали организовать важную для путешественников ежедневную процедуру - завтрак.
Оглавление
P.S. Пост в Инстаграме с морозными фотографиями утреннего Белого моря в Северодвинске - как обычно, выложен раньше этого подробного повествования: