В интересное время мы живем: десятилетиями мы жили под мирным небом над головой, дышали чистым воздухом и строили планы, но 11 марта 2020 года мы услышали слово пандемия… и наши планы пошли коту под хвост. Спустя два года, когда уже все, кому не лень, перевакцинировались, не успев выдохнуть, мы услышали новое слово — спецоперация… и наши планы канули в Лету вновь. Времена меняются, как и эпохи, в которых живут люди, однако всегда оставалось неизменным только одно — музыка.
Музыка и песни буквально преследуют нас всю жизнь: с рождения родители нам поют свои колыбельные, мы учимся ходить под песни Синего трактора, стоим на линейке 1 сентября и подпеваем слова «учат в школе», а уже 3 сентября плачем под Шуфутинского, также празднуем Новый год, День рождения, 23 февраля, все оставшиеся праздники и включаем на них музыку, да и каждый божий день люди слушают ее в своих наушниках, колонках, магнитолах и на концертах. В Мезозойскую эру царили динозавры, но сегодня миром правит музыка.
И в этой статье мы ответим вам на самые популярные вопросы о музыке:
Что такое дистрибуция музыки?
Кто ей занимается сейчас?
И какого дистрибьютора выбрать?
Что такое дистрибуция
Для начала разберём, что такое цифровая дистрибуция, как она устроена у нас в России и с чем её едят.
Если говорить простыми словами, то дистрибуция — это доставка (отгрузка) музыкальных композиций на цифровые площадки (таких как iTunes, Apple Music, Spotify, Яндекс.Музыка, VK Музыка и многие другие) с целью монетизации творчества за счёт покупки и прослушивания контента (иными словами: стриминга).
Тех, кто занимается музыкальной дистрибуцией, называют дистрибьюторами. У нас в стране эту роль занимают агрегаторы, мейджор лейблы, инди лейблы, саб лейблы, студии звукозаписи и сервисы.
Возникает логичный вопрос: для чего артистам нужен дистрибьютор? И тут же ответ: ни один исполнитель не может сам обеспечить распространение своей музыки на прилавках стриминг-сервисов ни технически, ни юридически.
Окей, с этим разобрались. Идём дальше, к списку дистрибьюторов.
За последние пару лет появилось так много дистрибьюторов, что будет весьма сложно составить список компаний, которые оказывают подобные услуги. Однако для наглядного примера мы составили свой список дистрибьюторов из тех, с кем мы знакомы, с кем взаимодействовали и о ком наслышаны.
Агрегаторы
Под словом агрегатор в современных реалиях понимают следующее — это компания, которая занимается исключительно расширением своего музыкального каталога за счёт других компаний, которые уже в свою очередь работают с артистами напрямую; также оказывает техническую поддержку всех релизов и имеет прямые договора с цифровыми площадками.
Проще говоря: это посредник между цифровыми площадками и лейблом; т.е. агрегатор — это дистрибьютор дистрибьютора.
Believe
The Orchard
Zvonko Digital (бывш. НЦА)
и другие
На сегодняшний день The Orchard приостановил свою деятельность в России.
Мейджор лейблы
Это международные компании, входящие в большие медиа холдинги. На данный момент на рынке представлено три мейджор лейбла, которые занимают свыше 85% от всего музыкального контента в мире.
Universal Music Group
Warner Music Group
Sony Music
Сегодня свою деятельность в нашей стране все мейджор лейблы приостановили. Наши соотечественники выпускаются в основном на инди лейблах и через сервисы. Но, как вы могли заметить, новую музыку от иностранных артистов мейджор лейблы решили не отгружать в Россию, поэтому новый альбом Кендрика Ламара мы слушаем только в VK, как и не видим его новые клипы на YouTube.
Инди лейблы и саб лейблы
Под инди лейблом мы имеем в виду все независимые лейблы, которые работают через агрегаторы. Саб лейблы — это дочерние компании крупных лейблов, в основном их открывают мейджор лейблы, но могут точно также и инди лейблы. И тут наш список резко расширяется:
Atlantic Records (бывш. Zhara Music)
Legacy Music
DNK Music
СОЮЗ МЬЮЗИК
А+
SFEROOM
CPLUS
VAUVISION
Rhymes Music
Velvet Music
ТО Gazgolder
Black Star
Первое музыкальное издательство
SELF MADE MUSIC
Gamma Music
Media Land
Zion Music
ARCHER MUSIC
Musica36
Navigator Records
RAAVA Music
Little Big Family
Студии звукозаписи
Студий звукозаписей куда больше, чем музыкальных лейблов, поэтому предоставлять список мы не будем. Но если вам не терпится записать свой новый трек и вы открыли эту статью для того, чтобы получить контакты ближайшей и подходящей для вас студии, то вынуждены огорчить, подобный список мы не собрали (по крайней мере пока). Но вам на помощь всегда могут прийти 2гис и Яндекс.Карты.
Единственное, что стоит сказать о дистрибуции и студиях звукозаписи, так это то, что дистрибуция чаще всего является дополнительной и платной услугой для клиентов, которые записали свой трек на студии. А платная она по тем причинам, что такие студии пользуются в основном платными сервисами по размещению композиций. Но встречаются также те, кто размещает через агрегатора или является чьим-либо саб лейблом, но, как правило, эта возможность есть у крупных студий, чей поток позволяет отгружать материал в большом количестве.
Музыкальные сервисы
Здесь всё намного интереснее, однако в России нормально работающих сервисов не так много. Эти сервисы в основном предназначены для того, чтобы музыкант самостоятельно мог заниматься размещением своих релизов на цифровые площадки, следил за аналитикой стримов и собирал монетизацию со своего контента. Ну и, конечно же, в большинстве случаев, такие сервисы — платные. Есть даже некоторые компании, которые являются гибридом сервиса и музыкального лейбла, как REPLAY, но это уже совсем другая история.
ONErpm
Tunecore
СD Baby
Multiza
BandLink
мн. другие и, конечно же, сам REPLAY
Кумир современной молодежи, MORGENSHTERN, сейчас свою музыку отгружает через ONErpm.
Какого дистрибьютора выбрать
Когда вы теперь полностью понимаете, что такое дистрибуция и какие функции выполняет дистрибьютор, пришло время поговорить о том, какие компании выбрать для сотрудничества
ДИСКЛЕЙМЕР
Наше мнение может быть предвзятым и является лишь некой рекомендацией для музыкантов
Мы считаем, что начинающим артистам лучше всего стоит начать свой путь с бесплатных музыкальных сервисов дистрибуции либо с лейблами, что занимаются только размещением релизов и подачей материала на промо.
Мы, конечно же, рекомендуем начать работать с REPLAY.
Артистов среднего уровня ищут лейблы и компании самостоятельно через своих A&R менеджеров, поэтому стучаться в офис или отправлять свои демки им на почту — совершенно бессмысленное занятие. Таким артистам предлагают четкие условия сотрудничества, и из всех предложений, артист выбирает подходящее и продолжает свой творческий путь.
Мы рекомендуем обращать свое внимание на предложения от лейбла Gamma Music.
Крупные артисты знакомы со всеми ключевыми лейблами в стране. Их запросы могут удовлетворять только мейджор лейблы и крупные инди лейблы. Такие артисты, в первую очередь, обращают свое внимание на авансирование со стороны компаний, а во вторую, на способность грамотного продвижения релиза.
На наш взгляд, в России с этой ролью лучше всего справлялся до санкций лейбл Warner Music.
Крупным, но самостоятельным артистам, или артистам, что имеют свою команду, лучше всего подойдет работать напрямую с агрегаторами.
Однозначно рекомендуем Zvonko Digital (бывш. НЦА).
Но какой дистрибьютор подойдет лучше всего — решать вам!