Найти тему

Гербарий с точки зрения ботаники: имеет ли смысл собирать научный гербарий с детьми?

Оглавление

Я считаю, что мы слишком мало рассказываем детям о значении гербария. Скорее всего потому, что сами мало про него знаем. В нашем представлении гербарий это то, что собирают дети в начальной школе к творческому конкурсу «Золотая осень», где-то между изготовлением человечков из желудей и ёжиков из шишек.

Пример красивой творческой работы с засушенными листьями. Это не научный гербарий. Изображение с сайта https://severdv.ru
Пример красивой творческой работы с засушенными листьями. Это не научный гербарий. Изображение с сайта https://severdv.ru

Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Я обожаю поделки из естественных материалов. С огромной радостью вожу детей начальной школы собирать осенний гербарий и придумываю с ним разные весёлые и познавательные проекты. Но.

Говорим ли мы им о том, что взрослые люди, учёные, кандидаты и доктора наук по всему миру также собирают гербарии с завидным упорством? Говорим ли, что в каждой стране наряду с музеями и университетами есть гербарии, в которых хранятся гербарные образцы?

Автор: Bundesarchiv, Bild 183-1983-0419-014 / Grubitzsch (geb. Raphael), Waltraud / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5342245
Автор: Bundesarchiv, Bild 183-1983-0419-014 / Grubitzsch (geb. Raphael), Waltraud / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5342245

Бывает говорим, но даже если сделать большой и интересный урок по гербарному делу для 4,5 или 6 классов, реакция учеников будет неоднозначной. Детям редко бывает интересно, какое влияние гербарий оказал на ботанику, какие существуют методы сбора и монтирования гербария. И тем более редко они понимают, как это может пригодиться в жизни. Вы неожиданно можете столкнуться с тем, что 6 «А» в один голос скажет вам, что они уже слишком взрослые для гербариев и сами всё великолепно знают.

Для преодоления этого конфликта предлагаю поставить вопрос ребром: отправить детей собирать гербарий по науке. Вам хорошо подойдёт эта идея, если вы ведёте небольшой кружок или даёте это как дополнительное задание на лето. Но прежде всего придётся разобраться с тем, как этот научный гербарий собирать.

Я приведу пример сбора небольших травянистых растений, которые хорошо подойдут для приятного первого опыта. Гербарий деревьев, грибов и прочих интересностей оставим для будущих статей.

Пример сбора гербария на небольших травянистых растениях


Немного о правилах:
- собирать лучше всего цветущие растения вместе с корнями (да-да, вместе с корнями, мы же здесь стараемся научно собирать)
- в дождь гербарий
не собирают (очень сложно сушить)
- собирать больные, недоеденные улитками растения
не стоит

Хорошо, с правилами разобрались. Теперь давайте узнаем, что нам нужно с собой взять. Обычно ботаник берёт с собой маленькую лопатку-копалку для выкапывания растений, гербарную (ботаническую) папку, много газет и черновые этикетки для растений.

Девушка предварительно укладывает растение между бумагой в гербарную папку. Photo by Olia Nayda on Unsplash
Девушка предварительно укладывает растение между бумагой в гербарную папку. Photo by Olia Nayda on Unsplash

Гербарная папка нужна ботаникам, так как они за один поход могут собрать несколько десятков растений. Если мы пойдём в лес с целью собрать 3-4 растения, искать или мастерить гербарную папку не будет смысла. Однако стоит взять что-то вроде плоской сумки, в которой можно будет удобно носить всё собранное.

Собрать растение не очень сложно. Вы берёте лопатку, аккуратно подкапываете растение, достаёте. Слегка стряхиваете землю с корней и кладёте в разворот газеты или в специализированную бумагу. Не волнуйтесь, пока вы дойдёте до дома растение не успеет высохнуть и вы сможете его аккуратно разложить для сушки.

К каждому растению пишется черновая этикетка. На ней надо указать, какое растение вы нашли, какого числа, где вы его нашли, в окружении чего. А то ведь добравшись до дома можно забыть, где оно было найдено и что это вообще такое!

Пример чистовой этикетки. Информацию, которую вы планируете на ней оставить следует записать ещё на черновую этикетку. Сайт http://www.selhoznik.narod.ru
Пример чистовой этикетки. Информацию, которую вы планируете на ней оставить следует записать ещё на черновую этикетку. Сайт http://www.selhoznik.narod.ru

По возвращении домой растения следует подготовить к сушке сразу же.
Не давайте им засохнуть, как они хотят! Они всегда хотят криво. Расправлять растение не всегда просто, поэтому в начале я советовала вам брать небольшое растение.

Растение должно лежать на листе естественно, приблизительно так, как оно бы масло в природе. При этом оно может отвечать вашим эстетическим представлениям: следите чтобы листики не были загнуты, ствол перекручен, а лепестки у цветков лежали аккуратно.

Ботаники сушат растения в гербарных сетках, в которые закладываются расправленные растения в газетах или бумаге. Гербарная сетка туго затягивается, таким образом растение постоянно находится под прессом. Минимум раз в день растения в сетке перебираются и перекладываются в сухие газеты. Использованные газеты сушатся.

Гербарная сетка (она же гербарный пресс) и схема его завязывания.
Гербарная сетка (она же гербарный пресс) и схема его завязывания.

В гербарной сетке хорошо, что воздух может проходить сквозь сетчатую часть, что позволяет растению высохнуть плавно, сохранить свой цвет. Но у нас скорее всего сетки нет, поэтому можно использовать хорошо всем знакомый способ - книжный пресс.

Найдите достаточно большую книгу или положите сверху и снизу несколько не очень больших книг, иногда перебирайте. И ждите прекрасного результата своих трудов.

Готовый засушенный гербарий монтируют на гербарный лист. Чистовая этикетка снизу справа. Изображение с сайта https://severdv.ru
Готовый засушенный гербарий монтируют на гербарный лист. Чистовая этикетка снизу справа. Изображение с сайта https://severdv.ru

Но всё-таки стоит ли производить настолько сложную работу с детьми остаётся вопросом. Вам необходимо понимать, что это потребует гораздо более долгих объяснений и часов работы, чем другие варианты сушки растений. Научный гербарий предполагает, что растение определено, что вы можете описать, где оно росло и т.д.

Не всех удастся этим заинтересовать и не все доведут работу до конца, но внедрить это в ботанический кружок, сделать проект с мотивированными детьми вполне можно.

Сборка и сушка это только половина работы над гербарием. О том, что же делать с нашими засушенными растениями я расскажу в следующей «гербарной» статье.