Найти тему
Кинопоиск

Почему дело Джонни Деппа против Эмбер Хёрд — главный сериал года

Оглавление

Вечером 1 июня был оглашен вердикт в судебном процессе Джонни Деппа против Эмбер Хёрд. Актрису признали виновной в клевете, она должна выплатить бывшему мужу 15 млн долларов (из запрошенных 50 млн), а ей достанется компенсация в 2 млн долларов за встречный иск против публикации адвоката Деппа. Этот кейс притянул к себе внимание миллионов зрителей, наблюдавших за расследованием о домашнем насилии как за тру-крайм-сериалом. В какой-то момент границы шоу и реальности стали стираться, будто публика забыла, что речь идет о судьбах реальных людей, а не о персонажах игрового кино. Почему нам в принципе интересно наблюдать за такими процессами и чем дело Депп — Хёрд похоже на кино? Об этом размышляет редактор видеоэссе и подкастов Кинопоиска Даулет Жанайдаров.

Что произошло

   Джонни Депп во время перерыва перед зданием суда, 27 мая 2022 года
Джонни Депп во время перерыва перед зданием суда, 27 мая 2022 года

Джонни Депп и Эмбер Хёрд подали на развод в 2016 году, тогда же появились слухи, что актер избивал бывшую жену. В ноябре 2020 года Депп проиграл суд о клевете против таблоида The Sun, который назвал его «избивателем жен» (подробнее о слушаниях можно почитать здесь и здесь). Из-за этого актер потерял роль в «Фантастических тварях». Нынешний суд касается колонки Эмбер Хёрд в Washington Post, в которой она говорила о пережитом абьюзе. Джонни Депп утверждал, что проблемы с алкоголем и управлением гневом были у его бывшей жены, а Хёрд эмоционально рассказывала об избиениях и сексуализированном насилии. Заседания начались в апреле 2022 года, и в этот раз все, что происходило в зале суда, транслировалось онлайн на всех возможных площадках от YouTube до TikTok. На платформе Law&Crime Network ролики с трансляциями набрали по 23 млн просмотров, в прямом эфире суд смотрело до 800 тысяч человек ежедневно. Почему этот процесс привлек такое внимание?

Самое популярное шоу года

В США люди хорошо знакомы с правилами судебной системы, отсюда и такая любовь к процедуралам — от «Суда над чикагской семеркой» до «Хорошей жены». В 1990-х невероятно популярное реалити-шоу «Судья Джуди» произвело революцию в жанре, а его ведущая Джуди Шейндлин, которую называли злой королевой, стала самой высокооплачиваемой телезвездой. Некоторые серьезные судебные кейсы в Штатах превратились в поп-культурный феномен. Дело О Джея Симпсона, длившееся целых девять месяцев, останется в истории как одно из главных медиасобытий середины 1990-х: американского актера и футболиста обвинили в убийстве бывшей жены и, несмотря на веские доказательства его вины, оправдали. Про этот процесс недавно сняли сезон «Американской истории преступлений», и в последние годы тенденция выпускать экранизации реальных судов только растет. Нет сомнений, что мы дождемся и игровой версии процесса Деппа против Хёрд.

С апреля по май люди смотрели 8-часовые судебные заседания как реалити-шоу, искали в сети рекапы на YouTube, в ленте TikTok делились своими переживаниями. С одной стороны, такое количество внимания связано именно со статусом Деппа и Хёрд. По такому же принципу работают документальные фильмы или реалити-шоу про звезд — людям хочется оказаться в мире селебрити и при этом почувствовать себя лучше знаменитостей, обсуждая и осуждая их. С другой стороны, это не только процесс о клевете, связанный с одним из самых популярных актеров планеты. Как в 90-е дело О Джея обличало расизм и проблемы судебной системы США, так и сейчас процесс Деппа и Хёрд попал в нерв времени: его можно рассматривать как #MeToo-кейс, который отразится на дискуссии о домашнем насилии. Наконец, сам принцип социальных сетей — со спорами, охватностью радикальных позиций и важностью меметичных деталей — способствовал превращению реального суда в тру-крайм-сериал.

   Трансляция зала суда на платформе Law&Crime Network
Трансляция зала суда на платформе Law&Crime Network

Джонни Депп настоял на том, чтобы суд стал публичным (поэтому судебный процесс проходил в Вирджинии — не во всех штатах разрешено транслировать заседания), и именно это окончательно превратило процесс в настоящее кино. В самом формате суда много театрального: все реплики заранее репетируются с адвокатами, встроенный конфликт между героями усиливают допросы свидетелей сторон, а цель этого спектакля, как в детективе, — найти правду. Чувства зрителей подогревают фотографии побоев и видео с отборным матом, обвинения в физическом и эмоциональном насилии. Противники четко разделены на «своих» и «чужих», а саспенс двигают возможные камео приглашенных звезд — Илона Маска и Джеймса Франко, с которыми встречалась Эмбер и которые в последний момент решили не выступать. Драматургия абсолютно сериальная: каждый вечер полюбившиеся персонажи разыгрывают представление в твоем телевизоре (или компьютере), расписание эпизодов известно заранее, а подключаться к просмотру можно в любой момент — как минимум потому, что допросы почти всегда так или иначе возвращаются к содержанию предыдущих серий.

Лаконичный визуальный ряд — общие планы зала суда, свидетели на средних и редкие зумы камеры на главных героев — дополняет отсутствие монтажа, так что процесс становится иммерсивным опытом. Конечно, иногда ловишь себя на мысли, что вот здесь не хватило крупного плана Эмбер Хёрд, но в конечном счете это неважно. Зритель чувствует себя присяжным, которому предлагается решить, на чьей он стороне. Этот эффект усиливается тем, что реальное жюри присяжных мы не видим; их не показывают в целях безопасности, им также запрещено следить за делом в соцсетях, чтобы избежать предвзятости в судебном решении. Для вердикта, который вынесет миллионная аудитория в соцсетях, важным фактором становится качество игры актеров — насколько естественно они себя ведут, насколько они обаятельны. Судя по реакции общественности, Эмбер Хёрд переигрывает, ей не верят. Джонни Депп, конечно, алкаш и забияка, но это наш алкаш — он шутит, его любят. Второго дубля для исправления нет, монтажными склейками ошибки не скрыть, и действие, и реакции на него транслируются онлайн.

Что этот суд значит для индустрии

Для восприятия процесса Депп — Хёрд важен не только очевидный контекст движения #MeToo, которое как раз с Голливуда когда-то и началось (сам Депп подчеркивает, что его ситуация — исключение из правил, но для массовой аудитории молодая актриса, оклеветавшая звезду, может стать подтверждением мизогинных стереотипов), но и кинематографический опыт миллионов зрителей. Поддержка и имидж Джонни Деппа во время процесса строились на его ролях обаятельных маргиналов (в первую очередь Джека Воробья) — чудаковатых, но симпатичных. У Эмбер Хёрд нет сложившегося образа, кроме сексуализированных подружек главных героев, и в соцсетях ее активно сравнивали с Эми Данн из «Исчезнувшей», ментально нестабильной героиней, которая подставляла разлюбивших ее мужчин. Безотносительно того, кто прав, а кто виноват в этой истории (мы говорим только про восприятие суда), такая расстановка ассоциаций свидетельствует о том, что в кинематографе пока не сложилось влиятельной рамки, которая могла бы развернуть общественное мнение в сторону женщин в подобной ситуации. Шлейф образов культуры очень силен, его не изменить за пять лет. Но кажется, что перевернуть столетнее патриархальное наследие — достойная задача для кино, которую в том числе ставит перед ним дело Депп — Хёрд.

   Эмбер Херд покидает здание суда после вынесения вердикта по ее делу против Джонни Деппа, 1 июня 2022 года
Эмбер Херд покидает здание суда после вынесения вердикта по ее делу против Джонни Деппа, 1 июня 2022 года

Этот процесс еще раз показал, насколько для актеров не существует границы между личной жизнью и образами в кино, а любой их публичный выход воспринимается как очередная роль, которая тем или иным образом скажется на карьере. Как Уилла Смита невозможно будет воспринимать без пощечины на «Оскаре», так и Хёрд с Деппом будут ассоциироваться со скандальным шлейфом суда (как минимум в США). Роль Хёрд во втором «Аквамене» уже сократили, и неизвестно, оставят ли в фильме вообще. Будущее Джонни Деппа выглядит чуть более радужным: он очистил свое имя в суде, за него вступились несколько коллег — от Евы Грин до Пола Беттани, — и зрители активно выражали ему поддержку, а значит, и готовность в дальнейшем ходить на фильмы с его участием. Скорее всего, Депп будет играть в авторских проектах с бюджетом до 100 млн долларов — таких как «Великий» 2020 года — или в европейских фильмах, где к подобному шлейфу относятся легче. А со студийными блокбастерами, тем более в «семейной» компании Disney, на время придется попрощаться (с другой стороны, карьера Джонни Деппа разваливалась задолго до обвинений).

Кто точно должен приглядеться к популярности суда, так это производители контента. Очевидно, что сама форма процесса кинематографична, и запрос аудитории на документальные суды может заполнить новое шоу. В последние годы, с увеличением количества стримингов, есть тенденция превращать судебные тяжбы в фильмы и сериалы (из последних: «Девушка из Плейнвилля», «Кое-что о Пэм») — и то, как подробно задокументирован конкретно этот процесс, делает его и другие подобные ему события еще одним источником идей в индустрии, которая находится в постоянном поиске оригинальных, но уже доказавших свою виральность историй.

Автор: Даулет Жанайдаров

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images, Vittorio Zunino Celotto / Getty Images, Cliff Owen / Consolidated News Pictures / Getty Images, Law&Crime Network / YouTube, MediaPunch / «Легион-Медиа»