Сначала коротко
Ситуация: Кто чаще снимается в кино и создаёт его — мужчины или женщины? Кому из них достаётся больше главных ролей и времени в кадре? Как от этого зависит экономика фильмов? Ответы на вопросы даёт гендерная статистика, она же помогает увидеть масштабы неравноправия в отрасли.
На деле: В последние годы в разных странах сбор статистики стал обязательным для институтов киноиндустрии и соответствующих официальных структур. Соблюдать равенство гендеров обязуются мировые кинофестивали. А сценарии, претендующие на поддержку из бюджетов, в ряде государств проверяют на гендерную предвзятость.
Теперь подробнее
В России такого нет, и сама тема изучена мало. Для анализа до недавнего времени отсутствовала системная база данных по выпущенным в прокат отечественным фильмам. Улучшить ситуацию призван проект Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ), результаты которого его автор, сотрудница Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Ксения Леонтьева, представила на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.
Используя информацию по всем ключевым участникам российского кинопроизводства 2009–2019 годов, исследовательница оценила:
- гендерный дисбаланс в съемочных группах;
- представленность на экранах женщин;
- зависимость популярности фильмов от стереотипности женских персонажей (становится ли фильм привлекательнее, если женщины в нем показаны менее шаблонно);
- связь между успехом фильма и гендерной предвзятостью по отношению к героиням.
О чём речь?
Гендерную предвзятость (предпочтение одного пола другому) в кино чаще всего проверяют с помощью теста Бекдел-Уоллес. Чтобы его пройти, то есть не быть обвинённым в сексизме, картина должна соответствовать трём критериям: наличие в ней минимум двух женщин, их разговоров между собой, причем не только о мужчинах.
Тест «вырос» из комикса The Rule («Правило»), нарисованного в 1985 году американской художницей Элисон Бекдел по идее её подруги Лиз Уоллес. Через диалог персонажей комикс шутливо намекал на то, что в кино мало внимания уделяется женщинам.
С тестом справляются далеко не все. По данным ВВС (2018 год), его прошёл лишь 51% фильмов, получивших Премию «Оскар» с 1929 года. Из 9,3 тысяч кинолент, проверенных порталом bechdeltest.com, «забраковано» 11%, а всем трём тестовым параметрам отвечают около 56%.
Дисбаланс в равноправии остаётся, несмотря на желание и усилия его выправить. Так, на фестивале в Каннах в 2016-м Шведский институт кино запустил кампанию 5050x2020. Её задачу — достичь к 2020 году паритета между мужчинами и женщинами — подхватили страны и кинофорумы, в том числе и сам Каннский. В 2019-м на нём впервые подсчитали организаторов и участников по признаку пола. Получилось, что из 69 фильмов официальной программы женщины сняли всего 19 (27,5%). К сегодняшнему дню паритет стал ещё призрачнее: в Каннах-2022 процент снизился до 18,4 (9 из 49) картин, а за всю более чем 70-летнюю историю фестиваля показатель не превысил 5% (82 из 1688).
Как изучали?
Исследовательница собрала и проанализировала данные о 1306 кинолентах, произведенных в России и вышедших в прокат в 2009–2019 годах. Гендерная репрезентация героев была изучена на примерах 243 фильмов. Ксения Леонтьева сформулировала и проверила с помощью метода линейного регрессионного анализа четыре гипотезы:
- Мужчины доминируют среди ключевых фигур в российском кино.
- Мужчины имеют доступ к большим бюджетам.
- Чем существеннее доля женщин в составе ключевых создателей фильма, тем менее стереотипно представлены героини в кадре.
- Чем выше результат теста Бекдел-Уоллес, тем выше посещаемость фильма.
Что получили?
Тест Бекдел-Уоллес прошло большинство (61%) из 243 картин. Две женщины в каждой из них есть и ведут диалоги, не зацикленные на мужчинах, практиках красоты, детях, доме, других женщинах. Однако, отмечает автор работы, доля разговоров на отвлеченные темы очень маленькая — в 165 картинах из 243 не превышает 5%.
Связь между прохождением теста и долей мужчин в команде фильма оказалась отрицательной. То есть чем мужчин больше, тем меньше вероятность гендерной непредвзятости и выше — «трафаретного» взгляда на героинь.
Доступ к большим бюджетам в России не женская привилегия. В то же время от бюджета, вместе с усилиями дистрибуторов и типом киноленты (фестивальная или массовая), зависят кассовые сборы.
А вот зависимости популярности картины от стереотипности женских образов нет. «Гендерная предвзятость по отношению к ним не связана с успехом фильма, а значит, российский зритель не воспринимает сильных героинь отрицательно», — комментирует Ксения Леонтьева. На российском материале это доказано впервые.
И наконец, ожидаемо — как и во всем мире, кино в России создают преимущественно мужчины. Их существенно больше в целом в съемочных группах и в отдельных профессиях — сценаристов, продюсеров, режиссеров. Среди последних женщин меньше всего — 17%.
Для чего это нужно?
Для понимания и оценки проблемы. В новом совместном исследовании НИУ ВШЭ и СПбГИКиТ она впервые рассмотрена на специально собранной масштабной базе российских данных и так же впервые «подготовлен большой корпус отечественных фильмов с анализом гендерной репрезентации персонажей в кадре».
IQ
Автор исследования:
Ксения Леонтьева, кандидат экономических наук, стажер-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ, доцент кафедры продюсирования Санкт-Петербургского института кино и телевидения
Автор текста: Светлана Салтанова