Найти тему

На что обращать внимание при выборе курса по подготовке к ЕГЭ?

Репетиторы, образовательные центры, самостоятельная подготовка… Все только и говорят о том, что нужно готовиться к ЕГЭ, но какой же способ лучший?

В рекламе все они “лучшие и ведущие”. Но на самом деле, для каждого будет свой лучший способ, всё очень индивидуально. Для кого-то важно заниматься индивидуально оффлайн, а другим отлично подойдут динамичные групповые занятия в онлайне.

В рамках статьи мы составим перечень критериев, по которым стоит сравнивать различные способы подготовки при составлении собственного рейтинга. Мы понимаем, что для каждого абитуриента и родителя важны свои критерии: от стоимости обучения до удобного расписания. Но кроме всего прочего можно выделить и менее очевидные: структура программы, соответствие целям абитуриента, гарантии и пр. При формулировке данного перечня мы опирались не только на наш опыт, но и на научно доказанные факты.

Если вы хотите узнать еще больше нюансов при выборе правильной стратегии при подготовке к ЕГЭ и поступлению и понять, какие критерии подойдут именно вам и вашему ребенку, приходите на бесплатную индивидуальную консультацию к экспертом

Это бесплатная онлайн-беседа со специалистом в области профориентации и поступления, на которой вы сможете:

  • Подобрать подходящие направления и вузы индивидуально для вашего ребенка
  • Оценить шансы на поступление на бюджет в нужный вам университет
  • Разработать собственную стратегию подготовки и поступления
  • Задать все свои вопросы по сдаче ЕГЭ и поступлению

Записаться на бесплатную консультацию

На что стоит обратить внимание, когда решаем, кому доверить такой ответственный момент, как подготовку к ЕГЭ:

  • какая стоимость подготовки и условия оплаты?
  • с кем будет заниматься ученик?
  • где будут проходить занятия?
  • как часто и в каком формате?
  • какие учебные материалы будут использоваться? нужно ли что-то покупать дополнительно?

На основе этих вопросов, которые задает себе каждый родитель, мы разделили все критерии на несколько групп:

  • Все, что касается преподавания - квалификация, стаж, принципы работы педагога
  • Все, что касается формата обучения - онлайн/оффлайн, групповой формат или 1 на 1
  • Все, что касается программы - план обучения, материалы, объем, уровень сложности
  • Все, что касается организационных вопросов - платформа, стоимость, сервис, гарантии и вовлеченность родителя

ПРЕПОДАВАНИЕ

1. Квалификация педагога

Конечно, первое, что приходит в голову — обратить внимание на опыт и квалификацию, именно этим хвастаются многие центры и репетиторы. На рынке репетиторов можно встретить как совсем молодых специалистов, так и тех, кто имеет внушительный 25-летний стаж работы. Несомненно, это кажется внушительной цифрой. Но будет ли это плюсом при подготовке к ЕГЭ?

Для начала полезно вспомнить, что первые ЕГЭ в качестве эксперимента начали вводить в 2001 году ( в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях), и только в 2009 году они были внедрены в качестве обязательных по всей России, то есть обязательному экзамену всего 13 лет.

Соответственно бОльший стаж может свидетельствовать о педагогическом опыте, но не об опыте подготовки к Итоговой аттестации, многие из этих репетиторов скорее всего сами не сдавали экзамен. На первый взгляд, никакой проблемы нет, педагоги тоже прекрасно справятся с подготовкой к ЕГЭ, они ведь идеально знают школьную программу. Но есть один нюанс.

Школьную программу и ЕГЭ и составляют абсолютно разные организации
Школьную программу и ЕГЭ и составляют абсолютно разные организации

Федеральные рабочие программы для учителей школ разрабатывает Минпросвещения. А за проведение ЕГЭ отвечает ФИПИ! Именно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) продумывает все номера, уровни сложности и темы предмета, встречающиеся на экзамене. Таким образом, ФИПИ и Минпросвещения — две абсолютно разные организации, которые ведут деятельность самостоятельно в пределах своей зоны ответственности, не подчиняясь друг другу.

Так, несложно понять, что опыт работы в школе не будет равняться опыту подготовки учеников к ЕГЭ, а освоение школьной программы и подготовка к ЕГЭ — совершенно разные процессы.

Как говорил сам Сергей Кравцов, министр просвещения России: “Мы никогда не были нацелены на то, чтобы учить ради ЕГЭ”. (Интервью, опубликованное на сайте Минпросвещения).

Поэтому важно убедиться, что преподаватель специализируется именно на подготовке, знает структуру КИМа и может рассказать о своих результатах ЕГЭ и результатах своих учеников.

2. Личный контакт

Нельзя пренебрегать и личными качествами педагога, ведь с этим человеком ученику предстоит плотно взаимодействовать в течение всего учебного года! Значимость личного контакта хорошо описана в статье от НИУ ВШЭ* “Связь характеристик учителя с академической резильентностью учащихся”. Авторы обращают внимание на то, что взаимоотношения с учителями являются важным элементом образовательных результатов учащихся. При этом высокой успеваемости в большей степени способствует личный характер отношений с учителями. Связь ученик — учитель очень важна. Опытный преподаватель, установив контакт с учеником, понимает, как он лучше воспринимает информацию, в каком темпе ему комфортнее работать, и учитывает эти моменты в процессе обучения. Всё это делает процесс подготовки максимально продуктивным и позволяет набрать высокие баллы на экзамене.

*Научно-исследовательский институт "Высшая школа экономики"

Теперь вы знаете, что преподавательский стаж не равняется опыту в подготовке к ЕГЭ. Гораздо важнее смотреть на то, на сколько баллов педагог сам сдал ЕГЭ (или на сколько баллов может написать его прямо сейчас), сколько учеников он уже подготовил к экзамену и на какой балл. Преподаватель также должен быть в курсе последних изменений и разбираться в материалах актуальных для текущего года. Не менее важно, чтобы ученик и учитель смогли наладить личный контакт, тогда процесс подготовки пойдет гораздо проще.

ФОРМАТ

1. Онлайн — зло?

Лучше довериться занятиям, где присутствует личный контакт, или воспользоваться возможностью заниматься прямо из дома? После наступления пандемии ходит много разговоров как о пользе, так и о вреде дистанционного образования для учеников. Данный вопрос привлек большое внимание, ведь многие образовательные организации (школы, колледжи, университеты) полностью уходили в онлайн-формат на длительный период времени.

Институт образования НИУ ВШЭ* совместно с Яндекс.Учебником** проводили экспериментальное исследование для учеников начальных классов, целью которого было найти ответ на вопрос “Есть ли польза от цифровых средств обучения?”. По результатам исследования, в группах, в которых использовалась электронная платформа, ученики демонстрировали более высокий интерес к изучаемым предметам и к школе в целом. Важно отметить, что в тех же группах интерес к изучаемым предметам к концу года упал значительно меньше, чем в группе, которая занималась в традиционном очном формате.

Аналогичное исследование проводили ученые из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США, только в нем принимали участие уже не школьники, а студенты. Итоги исследования были аналогичны: уровень освоения дисциплины был одинаковый при обучении на онлайн-платформе и при использовании традиционного метода.

«Мы показали, что качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Их эффективность оказалась не ниже, чем у традиционных методов обучения», — подчеркивает ведущий автор исследования Игорь Чириков, старший научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли и сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.

*Научно-исследовательский институт "Высшая школа экономики"

**Яндекс.Учебник — российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.

2. Групповой формат или индивидуальный?

Форматов обучения множество: индивидуальная работа, работа учеников в паре, работа в большой или малой группах. Давайте разберёмся, какой вариант будет наиболее подходящим. Следует обратить внимание на личностные качества вашего ребенка. Для многих учеников важен элемент взаимодействия со сверстниками, а в рамках подготовки он может быть еще и полезен, ведь их объединяет общая цель и вид деятельности. В окружении таких же мотивированных учеников появляется фактор здоровой конкуренции, который положительно сказывается на успехах каждого из группы.

Исследователи также говорят о пользе группового формата, они формулируют такие его преимущества, как взаимное обогащение знаний учащихся и социализация учеников, а еще работа над совместной задачей позволяет ученикам больше включаться в процесс и поддерживать высокий уровень мотивации. Ученые НИУ ВШЭ пришли к аналогичному выводу о том, что наличие способных одноклассников оказывает существенное положительное влияние на индивидуальные результаты учеников.

Так, онлайн-формат обучения совершенно не страшен, несмотря на то что он отличается от привычного и традиционного, онлайн может открыть большое количество возможностей и сделать процесс подготовки максимально комфортным. На комфорт также влияет и количество участников процесса, учитывайте личностные особенности ребенка и помните о том, как важно окружение в период достижения сложных целей.

ПРОГРАММА

1. Количество академических часов

Помимо того, с кем заниматься, где и когда, очень важно ответить на вопрос: сколько времени нужно этому уделять?

Мы часто используем выражение “чем больше, тем лучше” в повседневной жизни, но можно ли это применить к вопросу подготовки к ЕГЭ?

В учебном плане по федеральному образовательному стандарту для 9 класса выделяется 6 академических часов* в неделю для изучения математики. Стоит обратить внимание и на время, отведенное для решения домашних заданий. СанПин** ограничивает время на выполнение домашней работы по всем предметам до 1,5 часов в день.

Первоначально стоит сравнить количество часов, которые предлагает репетитор/образовательный центр, с приведенными выше цифрами и трезво оценить возможности ученика. Иногда чрезмерная подготовка может довести выпускника до состояния эмоционального выгорания, а ведь ему предстоит учиться целый год и не потерять мотивацию. Не всегда больше значит лучше. К тому же в 11 классе учеба в школе, хобби и время для отдыха никуда не денутся и на них тоже нужно закладывать время.

*академический час = 45 минут

** Санитарные правила и нормы РФ

2. Уровень программы и проверка уровня ученика

Часто первое, что предлагают ученику сделать на образовательных курсах — написать входное тестирование. Многие задаются вопросом, какой смысл писать тест, если ученик еще ничего не изучил?

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации разработал методические рекомендации по проведению входного контроля знаний, основываясь на законодательной базе РФ, согласно которым входной контроль обязательно необходимо проводить в начале учебного года. Он служит необходимой предпосылкой для планирования учебного процесса и адаптации его под начальный уровень школьника, чтобы в полной мере освоить программу обучения и получить максимум полезной информации в комфортном для ученика темпе.

Кроме того, контроль знаний является одним из путей улучшения качества обучения: полученные первичные результаты мотивируют студента на регулярную работу и помогают выявить темы, которым стоит уделить больше времени при подготовке. Обязательно обращайте внимание на наличие этого элемента в выбранном вами способе подготовки.

После получения результатов входного тестирования обязательно стоит задуматься, принесет ли пользу ученику прохождение данного образовательного курса. Первичный уровень знаний школьника может быть слишком низким или слишком высоким, в рамках группового формата это может привести к отсутствию прогресса от занятий. В случае с низким уровнем ученику может быть сложно на курсе, если он не начинается с самых основ, а рассчитан на продвинутого ученика, если же ситуация обратная (уровень высокий), то ученик может заскучать на занятиях. Не стесняйтесь просить обратную связь по результатам входного тестирования и общаться с преподавателями!

3. Структура программы

Оказание качественной образовательной услуги обязательно сопряжено с наличием понятной и структурированной программы обучения. Вы можете смело интересоваться, по какому плану репетитор или образовательный центр будет готовить к ЕГЭ. Отказ рассказать подробнее о содержании программы должен вызвать подозрения.

4. Работа с мотивацией

Почему на мотивацию стоит обращать внимание? Все просто: подготовка к ЕГЭ — марафон, а не спринт. Ученику предстоит готовиться в течение всего учебного года, системно и регулярно. Риск потери мотивации всегда будет присутствовать, когда мы упорно работаем и долго движемся к какой-то цели. Вспомните профессиональных спортсменов, мало кому из них удавалось пройти свой длинный путь к выдающимся результатам на чистом энтузиазме. Самостоятельно поддерживать свою мотивацию крайне сложно. Гораздо более комфортно, когда кто-то со стороны выступает в роли наставника. Обратите внимание, предполагается ли работа с мотивацией со стороны репетитора или учебного центра. Большое количество учеников при отсутствии работы с мотивацией выгорают к середине учебного года и не могут продолжать заниматься продуктивно.

Как организована программа? Что в нее входит? Какое количество практики предполагается и в каком объёме? Ответив на все перечисленные вопросы, вы сможете убедиться в качестве предлагаемой вам образовательной услуги. Программа должна быть достаточного объема, логично сформирована, а также подходить под уровень знаний ученика. Дополнительным преимуществом будет элемент работы с мотивацией, который также может быть включен в образовательный курс.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

1. Степень участия родителя в образовательном процессе

Родителям зачастую хочется помочь своим детям пройти этот нелегкий путь, и они стараются максимально включиться во все происходящее и самостоятельно контролировать ученика на каждом этапе. Ученые НИУ ВШЭ* отмечают, что родительская вовлечённость в образование школьника помогает существенно расширить его возможности.

Исследователи выделили четыре основных фактора, описывающих варианты родительской вовлеченности:

  1. родительский контроль: надзор за выполнением домашних заданий и контрольные звонки учителям с вопросами об успеваемости
  2. полная вовлеченность: полный диапазон родительской активности во всех ее проявлениях
  3. рациональная вовлеченность родителей: помощь ученику с поиском источника информации, организацией расписания или посещение собраний в школе.
  4. организационный фактор: члены семьи входят в родительский комитет, устраивают внеучебные мероприятия.

Результаты показали, что активное участие родителей в школьных собраниях, наём репетиторов и подбор вспомогательной литературы положительно влияют на результаты ОГЭ и ЕГЭ.

Родительское беспокойство о результатах учебы также можно понять, поэтому часть образовательных центров отправляет родителям сведения об успеваемости их детей или дает доступ к электронному журналу с оценками. Это помогает родителям видеть результаты своего ребенка и быть уверенным в том, что он не пропускает занятия.

*Научно-исследовательский институт "Высшая школа экономики"

2. Техническое оснащение: платформа, сервис

Если ваш выбор пал на онлайн-формат, обязательно подумайте о технической стороне вопроса: насколько комфортна электронная платформа, предназначенная для занятий, и есть ли возможность обратиться к техническим специалистам за помощью. Есть ли доступ к домашним заданиям в электронном формате и насколько удобно их выполнять, а можно ли потом узнать, насколько хорошо, ученик выполняет домашние задания, его средний балл и количество выполненных работ?

Есть образовательные центры, которые не используют специальную учебную платформу, а ведут образовательный процесс через социальные сети, что не способствует высокой концентрации внимания при выполнении заданий.

3. Стоимость: как правильно сравнить?

Смотрите стоимость не за год, а за академический час. За низкую цену вы рискуете получить малое количество часов, которых не хватит для освоения программы.

Разберём на примере:

Перед вами три варианта цены: у репетитора, на курсах при университете и в образовательном центре.

-2

Кажется, что дальше должна идти простейшая математика, делим стоимость на количество академических часов и готово! Есть несколько тонкостей:

  1. Сколько будут длиться занятия с репетитором и как часто есть потребность их проводить? Часто объем подготовки может корректироваться в зависимости от уровня ученика.
  2. В программах, где уже указаны академические часы, важно понять, что в них входит? Помимо занятий туда может входить время, выделенное для написания пробников, или дополнительные консультации с преподавателем, тогда фактическая ценность одного часа снижается.

4. Гарантии центров и репетиторов

Приобретая недешевые курсы всегда хочется получить прекрасные результаты, но что если этого не произойдет? А если ученик начал заниматься, но ему совершенно не понравилось?

Первое, что можно сделать в таких ситуациях – обратиться к условиям оферты, она должна быть размещена на сайте исполнителя (организатора образовательного процесса). Далее следует найти там положения, касающиеся условий отказа от прохождения курса и возврата денежных средств. Такой пункт обязательно должен быть в документе.

Закон о защите прав потребителей также закрепляет ваши права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст.29). Потребитель имеет полное право потребовать устранения недостатков или возврат средств в соответствии с договором, заключенным с образовательным центром. Рекомендуем ознакомиться с этим аспектом на этапе подписания договора, если образовательный центр не дает такую информацию, это серьезный повод задуматься о качестве образовательных услуг.

Таким образом, законодательная база защищает потребителя от недобросовестного оказания образовательной услуги, но только в том случае, если заключался договор!

Уделяйте внимание не очевидным моментам: технические вопросы, гарантии, возможность следить за образовательным процессом, всё это может существенно облегчить подготовку к ЕГЭ. Хорошо, если родителю предоставляется возможность в электронном варианте получать данные об успехах ребенка, это позволит максимально ненавязчиво следить за происходящим. Хорошим показателем будет использование специальной учебной платформы образовательным центром и наличие специалистов, которые могут помочь разобраться с техническими моментами. Гарантии и стоимость являются ключевыми критериями из данного блока, они должны быть четко оговорены и понятны вам!

Если вы хотите наверняка разобраться с темой ЕГЭ и поступления и уже сейчас узнать, что нужно делать, чтобы гарантированно поступит на бюджет, приходите на бесплатную индивидуальную консультацию!

Не упустите возможность напрямую пообщаться с экспертами по профориентации и поступлению и получить ответы на все интересующие вас вопросы!

Записаться на консультацию

Итак, мы рассмотрели ряд критериев, на которые стоит обращать свое внимание, теперь у вас есть все инструменты для сравнения способов подготовки при выборе. Рекомендуем детально изучить все доступные варианты и постараться найти наиболее оптимальный для вас и вашего ребенка. В следующих статьях мы расскажем о том, как те или иные критерии реализуются у репетиторов и образовательных центров.